Вот ведь парадокс: с виду дружная западная «семья» устраивает разборки за закрытыми дверями, в то время как «Шанхайская организация соперничества», как ее иногда в шутку называют СМИ, мирно решает спорные вопросы. На прошедшем саммите ШОС в китайском Циндао царила теплая атмосфера сотрудничества («С» — это все-таки «сотрудничество»). Несмотря на проблемы экономической конкуренции, например в среднеазиатском регионе. И при наличии двух непримиримых соперников — Индии и Пакистана, которые впервые участвовали в саммите организации в качестве ее постоянных членов и, огорчив скептиков, прекрасно нашли общий язык. По итогу встречи лидеры ШОС приняли Циндаоскую декларацию, состоящую из 17 документов по сотрудничеству между странами, борьбе с терроризмом, наркотиками, эпидемиями и загрязнением окружающей среды.
Встреча «шанхайской восьмерки» резко контрастирует с канадским саммитом «группы семи», который проходил в это же время по другую сторону океана. Соединенные Штаты в очередной раз показали свое пренебрежение к «младшим партнерам», а фотография Ангелы Меркель, нависающей над Дональдом Трампом, уже успела стать вирусной в соцсетях — таковы неутешительные итоги встречи G7. Евросоюз давно страдает от неравных отношений со Штатами, которые ни во что не ставят европейских коллег и даже открыто используют шантаж, чтобы добиться от Старой Европы новых торговых и политических преференций. Теперь Трамп и к «большой семерке» относится как к своей «шестерке». Причем даже не думает этого скрывать: американский президент отказался ставить подпись под итоговым коммюнике и ушел, не дождавшись окончания встречи.
Трудно представить, чтобы такое поведение во время саммита ШОС позволила себе, скажем, Россия. Или Китай — экономический лидер Шанхайской организации сотрудничества. Восточная культура и конфуцианский коллективизм не позволят. Может, поэтому в мире говорят о новом тренде — усилении Востока?
На Восток
Глобальный центр мирового влияния смещается с Запада на Восток. Об этом свидетельствуют не только настроения глобальных элит, но и статистические показатели, в первую очередь экономические. «В расчете на душу населения “семерочные” страны побогаче, но объем экономики в странах ШОС больше. Ну и количество населения, конечно, больше намного — половина населения земного шара», — заметил Владимир Путин. По данным МВФ, в 2017 году для стран «большой семерки» суммарный ВВП по паритету покупательной способности (ППС) национальных валют, который рассчитывается исходя из сравнения цен на одни и те же товары или услуги в разных странах, составил 38,82 трлн долларов, а для стран «шанхайской восьмерки» — 38,44 трлн долларов. Более того, по покупательной способности экономика Китая уже четвертый год превосходит американскую. В индивидуальном зачете Россия занимает шестую строчку, обогнав Великобританию и Францию.
Таким образом, суммарный ВВП по ППС для членов «группы семи» составил 30,5% мирового ВВП, а показатель «шанхайской восьмерки» — 30,3%. Уже в 2017 году совокупная