Стремительный конфликт Индии и Пакистана, с артиллерийскими дуэлями и воздушными боями, разрешился очередным хрупким миром. Как и сотни раз до этого, стороны не пошли на полноценную войну, да еще с ядерным арсеналом наперевес. Спорная территория Кашмир останется кровоточащей раной в отношениях двух соседей, террористические исламистские группировки еще не раз будут наносить удар по индийским интересам, а Нью-Дели будет отвечать атаками на пакистанские земли. Решения в этом споре не предвидится, хотя кажется, что стороны устали от постоянной напряженности. Но сильные и дружные Пакистан и Индия, как и сто лет назад, не входят в планы западных держав. Сегодня давнюю вражду двух этих государств можно использовать и для удара по интересам третьих стран. Для этого есть серьезные экономические резоны.
Энергетический фактор
Осенью прошлого года, 27 сентября, министерства энергетики России и Пакистана подписали меморандум о сотрудничестве в сфере реализации проекта морского газопровода Иран — Пакистан — Индия (ИПИ). Впервые речь о нем в сухопутной конфигурации зашла в 1995 году. Из Ирана газ должен был пойти в пакистанский порт Хуздар с ответвлением в город Карачи, а оттуда в город Мултан. Еще одно ответвление — в Индию. Ресурсной базой проекта должно было стать гигантское месторождение Южный Парс. Общая длина газопровода в сухопутном варианте составляла 2775 км, мощность — 55 млрд кубометров в год. Для сравнения: такая мощность сопоставима с проектом «Северный поток — 2». Стоимость ИПИ оценивается в 7,5 млрд долларов. Отметим, что из 55 млрд кубометров газа 33 млрд приходилось на Индию, остальное — на Пакистан.
В 2008 году Индия отказалась от газопровода из-за антииранских санкций со стороны США. Но в 2017 году санкции были сняты в соответствии с Совместным всеобъемлющим планом действий, и к идее строительства ИПИ вернулись. Между Москвой и Тегераном был подписан меморандум, согласно которому российская сторона окажет поддержку иранским поставкам в Индию. Предполагается, что мы поможем не только в строительстве, но и в разработке месторождений. Сейчас рассматривается морская конфигурация магистрального газопровода ИПИ через пакистанский порт Гвадар и дальше в Индию.
Индийский энергорынок один из самых быстрорастущих в мире. По оценкам управления по энергетической информации министерства энергетики США (EIA), увеличение спроса на газ здесь сохранится на уровне в среднем 6,7% в год. К 2040 году потребление газа составит порядка 110 млрд кубометров в год. Соответственно, этот рынок — лакомый кусок для экспортеров газа. И весьма необходимый персам ввиду их непростого экономического положения. Особенно теперь, в условиях возобновления секторальных санкций со стороны США. России этот проект также интересен в свете разгорающейся новой холодной войны. Москва ведет поиск рынков сбыта на Востоке для компенсации возникающих проблем на западном направлении.
Надо учесть, что борьба за энергорынки для действующего главы американского Белого дома один из главных пр