Следствие не нашло свидетельств того, что президент Дональд Трамп или его предвыборный штаб вступали в сговор или координировали свои действия с Россией с целью вмешательства в ход президентских выборов 2016 года — это ключевой вывод из отчета генпрокурора США Уильяма Барра, составленного после изучения трехсотстраничного доклада Роберта Мюллера. «No сollusion» (нет сговора) — два года писал Трамп в своем твиттере, и наконец-то это стало официальной позицией американского правосудия.
При этом факт вмешательства России в американские президентские выборы 2016 года считается доказанным. Речь идет о взломе серверов Демократической партии США с последующей публикацией переписки на сайте WikiLeaks — это, по мнению Мюллера, совершили российские хакеры. России также вменяется в вину распространение в соцсетях негативной информации о Хиллари Клинтон с использованием фейковых аккаунтов. То есть Всемирная паутина и социальные сети фактически представлены как неотъемлемые части американской избирательной системы. И, конечно же, никаких доказательств. Впрочем, трудно было бы себе представить, что после всех прозвучавших обвинений в адрес России и введенных санкций следователи бы пришли к другому выводу. Компромисс в исполнении Мюллера получился таким: Россия и Трамп победили Клинтон не сговариваясь.
No сollusion
Материалы двухгодичной работы Мюллера пока что не представлены широкой общественности. Согласно правилам министерства юстиции результаты расследований, по итогам которых не предъявлено обвинений, не публикуются. Это сделано с целью оградить частную жизнь невиновного человека от постороннего любопытства. Даже американским конгрессменам пришлось довольствоваться резюме, составленным генеральным прокурором США, который вместе с помощниками два дня изучал отчет спецпрокурора.
Итак, сговора не было. Мюллер также предпочел не делать выводов о препятствовании правосудию со стороны президента США, переложив это решение на плечи руководителя министерства юстиции. Оснований для обвинения не нашли. В качестве «препятствования правосудию» Трампу могли вменить в вину увольнение в 2017 году директора ФБР Джеймса Коми. Однако, как позже выяснилось, внутри ФБР был заговор против президента: агенты Питер Стржок, Лиза Пейдж и заместитель директора ФБР Эндрю Маккейб (чья супруга получала деньги от Демократической партии) координировали действия против Трампа из-за личной неприязни к нему. Директор ФБР Джеймс Коми был «выше этого»: он собирался использовать расследование против президента США как возможность «держать его на крючке». А перед президентскими выборами 2016 года Коми, уверенный в победе Хиллари Клинтон, возобновил против нее расследование с аналогичной целью — для дальнейшего давления. Но в итоге директор ФБР явно заигрался в современного Эдгара Гувера (в течение почти полувека возглавлявшего Бюро и любившего собирать компромат на президентов США и манипулировать ими), был уволен, а сегодня не вызвал сочувствия у Роберта Мюллера, двенадцать лет руководив