Глобальная договорная инфраструктура ядерного сдерживания находится в самом тяжелом кризисе за всю свою историю. Уже через год мы можем оказаться в ситуации, когда будут отсутствовать любые согласованные ограничения на ядерное оружие между Россией и Соединенными Штатами, окончательно прекратятся любые двусторонние переговоры по этому вопросу, взаимные инспекции и проверки. Нам грозит гонка вооружений, глядя на которую и другие страны мира, заключившие договоры о нераспространении ядерных арсеналов, захотят обезопасить себя разрушительным щитом. В зоне особого риска, как всегда, Ближний Восток: некоторые страны Аравийского полуострова подумывают о том, как и что противопоставить иранской ядерной программе.
Такова реальность, которую одни называют новой нормальностью, другие же — новой ненормальностью, а «Бюллетень ученых-атомщиков» многозначительно установил на символических часах Судного дня стрелки в положении «без двух минут полночь», как в самом опасном с точки зрения перспектив ядерного апокалипсиса 1954 году.
Ошибка Болтона
Обеспокоенность и даже некоторая растерянность определяла атмосферу Международного Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы, который в начале июня собрался в Риме на очередное заседание. Это одна из самых представительных площадок, куда съезжаются эксперты со всего мира для консолидации усилий в сфере ядерной безопасности. В заседаниях приняли участие руководители пяти известных ведущих международных организаций, изучающих проблемы контроля над ядерными вооружениями: фонда «Инициатива по снижению ядерной угрозы», Пагуошского движения ученых, Международного движения «Глобальный ноль», российского Совета по международным делам и Центра по изучению проблем нераспространения имени Дж. Мартина (США).
Нужно заметить, что деградация переговорного процесса в области ядерного разоружения наблюдается в последние годы не только между политиками, но и на так называемом втором треке — программе неофициальных встреч экспертного сообщества. Люксембургский форум — одна из немногих сохранившихся площадок такого уровня.
«Причины кризиса хорошо известны. Они обусловлены грядущим крахом Договора о ракетах средней и меньшей дальности (РСМД), неясными перспективами продления Пражского договора между РФ и США о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ), неразрешенными задачами денуклеаризации Корейского полуострова, выходом США из ядерной сделки с Ираном, который уже объявил о возобновлении обогащения урана, и другими причинами, связанными с острыми разногласиями между США, ЕС и Россией», — резюмировал президент Люксембургского форума Вячеслав Кантор.
Эрозия мировой системы ядерной безопасности началась еще в 2001 году, когда США вышли из договора об ограничении систем противоракетной обороны. Россия и Китай назвали это решение ошибкой. Впоследствии элементы ПРО появились в Европе, и Москве пришлось отвечать новыми разработками и объемным военным бюджетом. В ликвидации того