Начал работу новый состав Европарламента, выборы в который прошли в конце мая 2019 года. Заседание было открыто исполнением гимна Европейского союза — Оды «К радости» Людвига ван Бетховена. Депутаты от партии «Брекзит» (победившей на выборах в Европарламент в Великобритании) во время исполнения гимна встали, но повернулись к трибуне парламента спиной. Таким образом британские народные избранники показали, что не испытывают радости от присутствия в европейском органе власти, где их страну удерживают с помощью интриг, игнорируя итоги прошедшего три года назад референдума.
Спикером Европарламента был избран Давид-Мария Сассоли, бывший итальянский журналист, член Европарламента с 2009 года. Еще предстоит распределить должности глав Еврокомиссии, Европейского совета, Верховного представителя Европейского союза по иностранным делам и председателя Европейского центрального банка. Кандидатуры на эти посты выдвигаются лидерами 28 стран ЕС, но требуют утверждения Европарламентом, кроме главы Европейского совета.
Жаркие баталии, длившиеся в течение трех суток зачастую без перерыва на сон, развернулись на этапе выдвижения. На пост главы Еврокомиссии предполагалось номинировать Манфреда Вебера, лидера крупнейшей в Европарламенте фракции — Европейской народной партии. Но немецкий политик слишком грубо разговаривал с лидерами Вышеградской группы, так что Венгрия, Чехия, Польша и Словакия выступили против его кандидатуры. Кроме того, Вебер ратовал за остановку строительства «Северного потока — 2», из-за чего мог не понравиться и другим странам. Однако «немецкая квота» на должность главы Еврокомиссии сохранилась: на нее выдвинули министра обороны ФРГ Урсулу фон дер Ляйен. Несмотря на грозную должность, она не кричала по-немецки на представителей восточноевропейских стран, и за ее кандидатуру проголосовали 27 лидеров ЕС. Воздержалась лишь канцлер ФРГ Ангела Меркель, поскольку не все в ее партии одобрили кандидатуру фон дер Ляйен.
Франции досталась должность председателя Европейского центробанка. На нее номинировали главу Международного валютного фонда Кристин Лагард. Главой Европейского совета станет премьер-министр Бельгии Шарль Мишель, что отвечает интересам как Франции, так и Германии. Шарль Мишель, в отличие от своего предшественника Дональда Туска, выступает за диалог с Россией. Пост главы внешнеполитического ведомства достался представителю Испании — ее министру иностранных дел Жозепу Боррелю. Более неподходящую личность на роль дипломата трудно себе представить, поскольку он не всегда думает, что говорит, и не умеет владеть собой. Недавно Боррель объявил Россию «старым врагом» и удостоился комментария президента России Владимира Путина, заявившего: «Он, наверное, больше не министр иностранных дел, а крупный политический деятель современности, во всяком случае, по-видимому, хочет таким казаться». А во время интервью для телепередачи Conflict Zone немецкого телеканала Deutsche Welle Боррель убежал, выражая недовольство вопросами, но, поддавшись уговорам советников, спустя некоторое время вернулся.
Если не произойдет «бунта» евродепутатов и кандидатуры будут утверждены, все должности достанутся европейским «тяжеловесам»: Германии, Франции, Италии и Испании (Бельгию можно считать франко-немецко-голландским союзом в миниатюре). При этом настроения у граждан европейских «тяжеловесов» отнюдь не евроинтеграционные: в Италии давно победили евроскептики, во Франции на выборах в Европарламент партия «Национальный фронт» Марин Ле Пен опередила партию президента Эммануэля Макрона «Вперед, Республика!».