В октябре 2017 года десятиклассников лицея № 49 традиционно посвящали в лицеисты. Квест в стиле игры «Форт Боярд» подготовили для них выпускники. Темой вечера выбрали «молодежные субкультуры». Участники нарядились в готов, панков и рейверов. В кабинетах, со свойственным возрасту гротеском, разложили шприцы и презервативы, рассыпали белый порошок и нарисовали пентаграмму. Еще одним устрашающим украшением стала купленная на рынке голова свиньи. Чтобы не попасться охране на входе, находчивые лицеисты подняли голову на третий этаж на веревке. Все происходящее они сняли на смартфоны и выложили в соцсети.
Вечер прошел мирно и без каких-либо эксцессов. Однако вскоре на одном из калининградских порталов появилась статья с грозным названием «Культ смерти за школьной партой». В материал автор включил те самые видео, опубликованные подростками. Собственно, статья эта и послужила сигналом для последующей проверки школы прокуратурой. Поднялась шумиха. За один год в лицее было проведено 19 проверок. Перед зимними каникулами прокуратура потребовала привлечь к дисциплинарной ответственности руководителей одиннадцатых классов и замдиректора по воспитательной работе. А саму Осипову… уволить. Как значилось в результатах проверки, тема и сценарий праздника «не только не отвечают задачам по патриотическому воспитанию», но и «прямо нарушают» запрет на пропаганду суицида, наркотиков и алкоголя. В январе 2018 года глава Калининграда Александр Ярошук объявил Осиповой выговор, а по завершении учебного года директора все же сняли с поста.
К тому моменту Людмила Григорьевна уже три десятка лет возглавляла школу. За эти годы была удостоена званий «Заслуженный учитель РФ» и «Патриот России», награждена медалью «За заслуги перед Отечеством». Немудрено: под ее руководством лицей в 2014 году вошел в список лучших школ России, став одним из самых престижных учебных учреждений Калининграда. Уже долгое время в лицее действует знаменитый театральный класс, среди выпускников которого целая обойма популярных актеров.
Почестей и благодарностей за проделанную работу Осипова так и не дождалась. Более того, после увольнения прокуратура не утратила к ней интерес.
— Меня предупредили, что если я не напишу заявление об уходе по собственному желанию, ко мне применят меры вплоть до возбуждения уголовного дела, — делится Людмила Григорьевна. — За свою непокорность я и получила целую обойму «расстрельных» статей. Следователь Джамалутдинов, который вел дело, не поленился проверить все банки в Калининградской области на предмет того, где и какие у меня счета. Ничего не нашел. Потому что у меня их нет! Он расспрашивал сотрудников лицея о том, какие украшения я ношу, как часто появляюсь в бриллиантах… Те только глаза таращили, потому что в бриллиантах я сроду не ходила.
Вскоре уже бывшему директору предъявили обвинение по четырем уголовным статьям. По версии следствия, Людмила Осипова, будучи директором школы, ежемесячно собирала с родителей деньги на оплату услуг охраны и улучшение материально-технической базы. С 2015 по 2017 годы родители учеников сдали на нужды школы 7,1 миллиона рублей, считают в СК. Более половины этой суммы (4,1 миллиона рублей) были потрачены на охрану лицея. Также следствие полагает, что с 2012 по 2017 годы Осипова незаконно получила 492,8 тысяч рублей от любительских футбольных команд за доступ к спортивной площадке на территории школы.
— Вполне вероятно, что кому-то понадобилось место в престижном лицее, — предполагает депутат областной думы с 2000 по 2016 годы, член партии «Яблоко» Витаутас Лопата. — Уголовное дело против Осиповой — полный абсурд и беспредел. Деньги на эксплуатацию спортивной площадки и прочие нужды собирают во всех школах, причем в гораздо больших объемах. Давайте тогда посадим всех директоров школ! Государство денег на охрану школы не выделяет, но при этом настоятельно требует применять антитеррористические меры.
Двухлетнее хождение по кругам судебного ада уже дало о себе знать: у 73-летней женщины резко ухудшился слух.
— Душа болит очень сильно, — признается педагог. — Никогда не думала, что пословица «от сумы и тюрьмы не зарекайся» будет иметь какое-то отношение ко мне… Кажется, что весь этот кошмар происходит не со мной.
Между тем в защиту Людмилы Григорьевны выступили не только коллеги и бывшие ученики. На сайте Change.org опубликовано несколько петиций в защиту директора; одна из них набрала больше четырех с половиной тысяч подписей. Письмо в защиту Осиповой подписал весь педагогический состав лицея.
Требования обеспечить охрану школы и надлежащее состояние спортивной площадки в школу спускались сверху. Но достаточных средств на это не выделялось, говорит Людмила Осипова. Заместитель директора лицея по учебно-воспитательной работе Софья Минина считает происходящее чудовищной несправедливостью.
— Людмила Григорьевна не только опытный и грамотный руководитель, но и кристально честный человек, — говорит завуч. — Обвинить ее по этим четырем страшным статьям — полный абсурд. Она остро чувствовала новое и не боялась, в отличие от многих руководителей, идти вперед. Вместо того чтобы заслуженного человека с почетом проводить на пенсию, над ней устроили позорное аутодафе.
Кстати, в лицее № 49 учились дети многих представителей властных структур: губернаторов, мэров и высших чиновников Калининградской области. Именно они должны были, в первую очередь, встать на защиту заслуженного педагога, считает Витаутас Лопата. Двое сыновей политика окончили лицей и, по его словам, получили прекрасное образование.
Между тем, рассказывает Людмила Осипова, следователь Джамалутдинов предложил ей признать хотя бы часть обвинений, уверяя, что таким образом процесс пойдет быстрее.
— Я ответила, — говорит директор, — что мне не надо быстрее! Если я под давлением признаюсь, что я мошенница, как я после этого буду смотреть в глаза людям? Они рассчитывают, что я испугаюсь и дам слабину. Но я не сдамся!
В Общественной палате Калининградской области прошли публичные общественные слушания, посвященные делу Людмилы Осиповой. Как отметили на заседании, директор лицея стала заложницей противоречивых инструкций. Член Общественной палаты Соломон Гинзбург подчеркнул, что после трагедии Беслана необходимо было обеспечить безопасность школ, но в городской бюджет средств на охрану учебных учреждений не было заложено. Директора школ вынуждены изыскивать средства своими силами, что и делала Людмила Осипова на своем посту.