Августовское наступление сирийской армии в Идлибе и Северной Хаме завершилось победой. Войска при поддержке российских ВКС не только перемололи обученные части боевиков, но и освободили важнейший в стратегическом плане Эль-Латаминский выступ — земли, которые клином вдавались в контролируемую властями территорию и являлись потенциальным плацдармом для наступления боевиков на центр провинции Хама. Теперь угроза ликвидирована, и встает вопрос, как действовать дальше.
Формально — никак. После настойчивых просьб Турции и личного визита Реджепа Эрдогана в Москву сирийская армия остановила наступательные действия и с шести утра 31 августа ввела режим перемирия. Однако эксперты уверены: перемирие будет недолгим. Ведь провал мирных переговоров с оппозицией и проекта конституционной реформы оставляет военный путь решения сирийской гражданской войны единственно верным и возможным. Сирийской власти придется освобождать Идлиб военным путем, Анкаре придется с этим смириться, а Москве — пытаться постоянно подслащивать пилюлю турецким партнерам. Ну или компенсировать ее горечь.
В котле
Военной операции можно было бы избежать, если бы Анкара попросту выполняла свои обязательства по сделкам, которые заключала с Москвой и Тегераном (а также — опосредованно — с Дамаском). Турция обязалась посадить подконтрольную ей оппозицию за стол переговоров — и не сделала этого. Год назад она попросила остановить наступательные действия сирийской армии в Идлибе (грозящие Турции потерей авторитета, ликвидацией протурецких боевиков, а также сотнями тысяч беженцев, которые побежали бы из охваченного войной Идлиба через турецкую границу), пообещав самостоятельно избавить регион от террористов. Москва, Тегеран и Дамаск пошли тогда навстречу Анкаре — и вот по прошествии года террористы не только не выброшены из Идлиба, но и регулярно атакуют оттуда сирийские войска, а также российские объекты.
Собственно, тогда с ними и начали разбираться сирийские войска при поддержке российских ВКС. В августе они освободили значительную территорию, перемолов боевиков. В ходе операции турецкий наблюдательный пункт, находившийся на подконтрольной боевикам территории, оказался в окружении сирийских военных.
В Турции уже признали ситуацию настоящим военным поражением. Пятеро генералов, в том числе те, кто командовал операцией в Сирии, уже подали в отставку. Однако поражение могло бы перерасти в катастрофу — например, из-за случайного прямого военного столкновения между турецкими и сирийскими войсками.
А это не нужно ни Москве, ни Анкаре. И дело даже не только в двусторонних политико-экономических связях, которые сразу же оказываются под угрозой. Военный конфликт между двумя странами рушат и их внешнеполитические конструкции. И Россия, и Турция активно используют и пиарят связи друг с другом, для того чтобы повышать свои ставки на переговорах с Западом.
Назло дедушке Трампу
Особенно активно этим занимается Турция: так, в тот момент, когда США отказались от поставок новейших истребителей F-35 туркам,