В середине апреля министерство экономического развития Республики Башкортостан представило на публичное обсуждение проект инвестиционного паспорта, предложив всем желающим направлять замечания: чем лучше проработан документ, тем проще потенциальным инвесторам получить полное представление о возможностях региона в деле приложения капитала. Информационная открытость — одна из составляющих курса Рустэма Хамитова: президент РБ, заняв этот пост в 2010 году, решил включиться в борьбу регионов за привлечение ресурсов внешних инвесторов. Что удалось сделать за это время и с какими трудностями приходится сталкиваться команде президента, «Эксперт-Уралу» рассказал заместитель премьер-министра правительства, министр экономического развития Владимир Балабанов.
Закрепим плюсы
— Владимир Александрович, первый квартал обычно не считается показательным для оценки динамики основных макроэкономических индикаторов. Однако общий тренд все же виден. Как выглядела экономика Башкортостана в этот период?
— Нам удалось закрепить положительную динамику роста промышленного производства и внешнеторгового оборота, наметившуюся в прошлом году. В основном это связано с восстановлением спроса на продукцию и благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой. Мы довольны динамикой потребительского рынка, транспортной сферы. Не удалось пока восстановить темпы роста в сельском хозяйстве, падение здесь было вызвано неблагоприятными погодными условиями лета 2010 года. Не радуют и темпы в строительной сфере, оказавшейся наиболее подверженной кризисным явлениям. Неоднозначное отношение у нас к социальным параметрам. Да, вроде бы наблюдается снижение безработицы, растут номинальные денежные доходы населения. Но среднедушевые доходы и уровень зарплат пока на довольно низком уровне.
— У экономики любого региона есть сильные и слабые стороны. В чем вы видите преимущества и риски Башкортостана?
— С одной стороны, нам повезло: республика имеет удобное экономико-географическое территориальное расположение, обширную минерально-сырьевую базу, мощный промышленно-производственный потенциал, развитый научно-образовательный комплекс. С другой стороны, у большинства предприятий значителен физический и моральный износ основных фондов, технологическое отставание, чрезмерна структурная зависимость от конъюнктуры сырьевых рынков. Как сдерживающие факторы мы рассматриваем серьезные структурные перекосы экономики, недостаточный приток инвестиций для создания конкурентоспособных производств, ориентированных на выпуск конечной продукции. Все это требует новых подходов к построению системы государственного управления.
— Президент Башкортостана утвердил ключевые показатели деятельности министерств. Если судить по информации, вывешенной на официальном сайте правительства, деятельность министерства экономического развития оценивается по четырем показателям: доходы на душу населения, ВРП на душу населения, объем иностранных инвестиций и инвестиций на душу населения. Как вы собираетесь их выполнять?
— Действительно, по поручению президента республики у нас разработаны и утверждены целевые показатели эффективности деятельности республиканских органов исполнительной власти на 2011 год. Руководители и специалисты министерств и госкомитетов провели SWOT-анализ деятельности курируемых отраслей и сфер социальной жизни и выбрали наиболее значимые целевые показатели по каждому министерству. Четыре ключевых показателя, определенные на 2011 год для министерства экономического развития РБ, в полной мере отражают оценку эффективности деятельности экономического блока правительства. Нам предстоит серьезная работа по формированию позитивного имиджа республики в России и за рубежом, продвижению республиканских брендов, реализации программы развития конкуренции, адресной инвестиционной программы и республиканской программы поддержки малого и среднего предпринимательства.
Цель и средства
— Как и многие субъекты федерации, РБ до кризиса разрабатывала стратегию развития до 2020 года. В новой фазе экономического цикла условия и задачи изменились. Многие регионы приступили к разработке новых программных документов. Есть ли такие планы у правительства РБ?
— Согласен, Стратегия социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2020 года требует переработки: документ создан в 2006 году. Президент уже поставил задачу корректировки. Эту работу будет проводить группа специалистов под руководством известного в стране эксперта по вопросам территориального развития, профессора Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации, члена Общественной палаты Российской Федерации Вячеслава Глазычева. Группа выбрана неслучайно: им знакомы стратегии развития практически всех российских регионов, они доказали на практике умение давать грамотные консультации, независимые от какой-либо конъюнктуры.
— Какие идеи должны быть положены в основу новой стратегии?
— Мы считаем, что стратегия должна быть в определенном смысле «продуктом совместного творчества»: для качественного и актуального документа необходим общественный диалог, согласованные действия как органов исполнительной власти, так и общественности. В ней должно быть внятное целеполагание, чтобы понять, в каком направлении республике, всем нам двигаться. Стратегия должна быть не просто стандартным планом мероприятий, как это нередко бывает, плохо скоординированных между собой. Она должна содержать четкие ответы на вопрос, кто будет выполнять это мероприятие. Нельзя просто озвучивать и закреплять на бумаге цели, часто слабо достижимые.
В доработанной стратегии республики должны быть, на наш взгляд, отражены вопросы практического перехода к инновационной модели экономики с развитием соответствующей инфраструктуры — кластеров, технопарков, центров регионального развития. Должно быть уделено внимание теме межрегиональной кооперации: мы хотим развиваться, опираясь на эффективное взаимодействие со всеми соседями.
В одно окно
— Одно из ключевых направлений работы правительства РБ — привлечение на территорию инвесторов. Но эту задачу ставят многие субъекты федерации. Какие инструменты предполагает задействовать МЭР, чтобы выиграть в этой конкурентной борьбе?
— Прежде всего это качественное улучшение инвестиционного климата. Для активной поддержки инвестиционного процесса в 2010 году сформирован новый институт развития — ОАО «Корпорация развития Республики Башкортостан». Корпорация будет заниматься комплексным сопровождением инвестиционных проектов: выкупом земельных участков, подготовкой на их базе территорий для создания индустриальных и промышленных парков, сопровождением инвесторов от старта проекта до реализации. Второе направление нашей работы — постоянное развитие законодательства в сфере поддержки инвестиционной деятельности. В конце прошлого года был принят новый закон «Об инвестиционной деятельности в Республике Башкортостан, осуществляемой в форме капитальных вложений», предусматривающий виды государственной поддержки предприятиям, реализующим инвестиционные проекты на территории. Чтобы ускорить порядок рассмотрения и поддержки инвестиционных проектов, для них разработаны и утверждены формы инвестиционной заявки, технико-экономического обоснования и бизнес-плана. Другая важная часть нашей работы — информирование. Для этого создается инвестиционный паспорт, скоро сделаем новую версию сайта министерства экономического развития, возможно, это будет отдельный сайт по инвестиционной привлекательности Республики Башкортостан (русская и английская версии). Там будет база проектов, база инвесторов, «единое окно» для подачи заявки, шаблоны всех необходимых документов, список существующих ФЦП и РЦП, реестр свободных промышленных площадок.
— На какой тип инвестора вы ориентируетесь?
— Мы хотели бы видеть на своей территории инвестора, который фокусируется на долгосрочных результатах и привнесет не только финансовые ресурсы, но и новые идеи, технологии, опыт.
— Как выстроена система поддержки инвестора?
— Разработан проект постановления «О порядке рассмотрения и поддержки приоритетных инвестиционных проектов Республики Башкортостан». По нему, инвестор, заинтересованный в реализации проекта на территории, направляет пакет документов в министерство экономического развития, затем этот проект уходит на экспертизу оценки эффективности, корректности расчетов, полноты и достоверности данных. Если заключения положительные, проект включается в перечень приоритетных инвестиционных проектов Республики Башкортостан и может претендовать на получение государственной поддержки.
График 1 Башкортостан демонстрирует средний уровень инвестиционной привлекательности График 2 Дружного роста в башкирской экономике пока не наблюдается