Частные инвесторы готовы вложить в этот проект (с учетом сопутствующей инфраструктуры) до 70 млн евро, а областная администрация полна решимости пробить через правительство разрешение на организацию в регионе особой экономической зоны (ОЭЗ) туристическо-рекреационного типа и тем самым облегчить инвесторам налоговое бремя.
Самара – единственный крупный город на Волге, который не имеет моста через нее. Ближайший переезд через нее на правый берег реки находится в 100 км – в Тольятти (через плотину Жигулевской ГЭС). Как объяснял корреспонденту «Эксперт Online» один из главных советских архитекторов этого города, мост не сделали специально. «Эта такая головная боль с коммуникациями, когда город на двух берегах – вы себе не представляете! И если бы Самара уползла на правый берег, то там бы уничтожили все – и горы, и заповедник, все бы уничтожили!» – горячился пожилой человек.
Действительно, вся территория правого берега Волги напротив Самары сейчас представляет любимое место полудикого отдыха не только жителей региона, но и приезжих из Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска и северных автономных округов. Добраться туда можно или на многочисленных катерах и лодках (летом), или по ледовой дороге (зимой). Поэтому идея, которую предложил пул инвесторов, возглавляемых президентом группы компаний «Версиво» Алексеем Долматовым, была проста, но элегантна – связать два берега реки на самом популярном маршруте Самара – село Рождествено пассажирской канатной дорогой с 15 местными отцепляемыми кабинами. При скорости движения 6 метров в секунду и наличии 19 кабин на линии пропускная способность дороги составит 750 человек в час. На станции посадки-высадки пассажиров будет построен многофункциональный комплекс с паркингом, досугово-развлекательной зоной.
При этом предполагается, что канатная дорога будет использоваться как для перемещения на другой берег Волги грузов и людей, так и для доставки пассажиров международного аэропорта Курумоч, находящегося примерно в 50 км от Самары – возле канатки будет оборудована вертолетная площадка, где будут приземляться пассажирские вертолеты из Курумоча. И, естественно, канатная дорога будет выполнять роль одного из главных региональных аттракционов. «Учитывая, что в самой высокой точке, расположенной в 70 метрах от уровня воды, будет открываться просто фантастический вид на город, канатную дорогу можно будет использовать и в качестве аттракциона», – заявил глава ассоциации «Версиво».
Техническим партнером этого необычного для равнинной части России транспортного проекта еще два года назад выступила австрийская компания Doppelmayer. Однако проект фактически стартует только в этом году. В «Версиво» корреспонденту «Эксперт Online» это объяснили тем, что много времени ушло на оформление земельных участков под стартовую и финальную площадки канатной дороги (что вполне естественно, учитывая, что за это время кардинально поменялась власть и в Самаре, и в районе напротив нее). Сейчас разрешение на аренду земли оформлено, разрабатывается ТЭО проекта, завершены согласования об установке 18 опор в русле реки, а самое главное (для бизнесменов) – проект получил официальную поддержку областных властей.
Дело в том, что он станет очень хорошей приманкой для иногородних туристов. Разговоры о необходимости развивать туристическую индустрию в Самарской области ведутся как минимум лет десять, однако реальные шаги в этом направлении начали делаться совсем недавно. Наиболее мощным толчком для них стало решение ФИФА провести в России в 2018 году чемпионат мира по футболу. После этого премьер Владимир Путин распорядился организовать до Самары скоростное железнодорожное сообщение, в самой губернии, как грибы после дождя, начали возникать инвестиционные проекты спортивно-туристической направленности. Сейчас регион готовит заявку в правительство на размещение у себя ОЭЗ туристическо-рекреационного типа (разрешение на открытие промышленной ОЭЗ под Тольятти у него уже есть). Одним из первых ее резидентов и станет «Канатная дорога „Волжская ладья”». Еще на 7,5 млрд рублей приготовили проектов для ОЭЗ и другие инвесторы, знакомые самарцам и гостям губернии, например, по Грушинскому фестивалю.