Своего первого, якорного инвестора приняла ОЭЗ «Титановая долина», организованная в этом году в Свердловской области для привлечения инвестиций и улучшения социально-экономического развития моногородов Верхняя Салда и Нижний Тагил. Поскольку инициатором и инвестором этого проекта является крупнейший в мире производитель титана «Корпорация „ВСМПО-Ависма”», неудивительно, что первым резидентом свердловской ОЭЗ стала ее «дочка» «ВСМПО-Новые технологии». Она вложит 1,5 млрд рублей в организацию здесь производственных мощностей для механической обработки штамповок авиационного назначения из титановых сплавов мощностью до 8 тыс. тонн в год. В дальнейшем в ОЭЗ «Титановая долина» предполагается реализовать проекты, связанные с развитием сырьевой базы титанового производства, изготовление титановых полуфабрикатов для авиации и медицины, выпуск титанового и комбинированного оборудования для химического машиностроения, атомной энергетики, авиа- и железнодорожного машиностроения, цветной металлургии.
Троих новых резидентов приняла ОЭЗ «Алабуга», открывшаяся в Татарстане осенью 2007 года. Сейчас там зарегистрировано шестнадцать резидентов, большинство из которых так или иначе связаны с производством комплектующих для автомобилей. Сейчас к ним присоединится «якорный» инвестор с объемом инвестиций почти 23 млрд рублей – совместное предприятие (СП) Ford-Sollers, которое организует там производство двигателей и коммерческих автомобилей Ford Transit. Производство автомобилей разместится на мощностях существующего резидента «Алабуги» – «Соллерс-Елабуги» Вадима Швецова, которая сейчас выпускает фургоны Fiat. Компания модернизирует свои производственные мощности в ОЭЗ, что ей позволит увеличить объем производства до 85 тыс. автомобилей в год. Ожидается, что проект СП Ford-Sollers станет основой для автомобильного кластера, формирующегося в ОЭЗ «Алабуга». Еще один крупный резидент – ЗПК «Кристалл» построит в этой ОЭЗ завод по производству поликристаллического кремния мощностью до 3 тыс. тонн в год, продукция которого будет использоваться в солнечной энергетике. Объем инвестиций в проект – 9,9 млрд рублей. А «дочка» турецкой компании Hayat Chemicals Inc за 1,9 млрд рублей построит в «Алабуге» завод по производству бумажных изделий хозяйственно-бытового и санитарно-гигиенического назначения мощностью 60 тыс. тонн в год.
Министр экономразвития Эльвира Набиуллина, в свою очередь, на международном авиасалоне МАКС-2011 в подмосковном Жуковском вручила свидетельства о регистрации первым трем резидентам ульяновской портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ). «Это первая в России экономическая портовая зона. Не случайно, что она сформирована именно в Ульяновской области. Ульяновск является признанным центром российского авиастроения с несомненными конкурентными преимуществами. Это прежде всего выстроенная инфраструктура и налаженный механизм деловых коммуникаций», – сказала она при этом.
Совокупный объем вложений первых трех резидентов ульяновской ПОЭЗ невысок – около 3,5 млрд рублей. Но сами проекты принципиальны для дальнейшего развития российской авиации. «Волга-Днепр техникс» («дочка» авиакомпании «Волга-Днепр», которая единственная в мире осуществляет перевозки знаменитыми «воздушными грузовиками» «Руслан») за 2 млрд рублей создаст в Ульяновске центр технического обслуживания, ремонта и модернизации воздушных судов с количеством персонала более 600 человек (исполнительный президент авиакомпании «Волга-Днепр» Валерий Габриэль ранее заявил журналистам, что его компания до 2018 года направит более 400 млн долларов на модернизацию своих «Русланов»). «Дочка» литовской компании Avia Solutions Group – «ФЛ техникс Ульяновск» здесь же намерена создать центр технического обслуживания воздушных судов Boeing и Airbus. И, наконец, авиакомпания «Витязь» намерена запустить в Ульяновской ПОЭЗ лицензионную сборку знаменитой канадской «шестерки» – самолетов DHC-6 Twin Otter Series 400, про которую специалисты говорят, что «лучшего легкого аппарата для работы в тяжелых климатических условиях до сих пор не изобретено».
Если так пойдет и дальше, то скоро в Ульяновске действительно будет создан единый федеральный центр по техническому обслуживанию и ремонту гражданских и транспортных воздушных судов всех типов, о необходимости которого, особенно в связи с массовым появлением в российском небе иностранных самолетов, говорили последние лет десять. А у самого «города Ильича» появится еще один повод для того, чтобы называть себя «авиационной столицей России».