Неудивительно, что в торжественной церемонии спуска судна на воду, которая прошла в Пучеже вчера, принял участие губернатор Ивановской области Михаил Мень. «Для Пучежа сегодня важный день! Возобновилась водная переправа. На областные средства было приобретено судно на воздушной подушке», – отписал Мень в своем микроблоге в Twitter.
Действительно, покупка скоростного пассажирского судна «Марс-2000», строительство ангара для него, а также проведение работ по благоустройству берегов реки в качестве причалов обошлись областному бюджету в 12,5 млн рублей. «Судно улучшит транспортное обслуживание жителей отдаленных сел и деревень, расположенных вдоль Волги... Оно оснащено системами безопасности, на борту есть санузел, судно комфортно и современно», – заявил Мень.
Катер был приобретен по просьбе жителей муниципалитета, для которых данное водное сообщение жизненно необходимо. Существовавшая ранее водная переправа по Волге прекратила сообщение еще в 1990-е годы. Ее отсутствие вызывало у пучежан трудности в посещении близких, живущих на другом берегу реки, а также семейных захоронений. Существующий автобусный маршрут, соединяющий два берега, проходит через нижегородский Городец и составляет более 200 км. Жители вынуждены были переправляться на моторных лодках, что в навигационный период опасно для жизни. «Несмотря на финансовые трудности, из областного бюджета были выделены средства и заказано судно, которое может осуществлять перевозки круглый год. Зимой оно будет задействовано в спасательных операциях, так как может двигаться как по льду, так и по воде, подчеркнул губернатор.
Судно вмещает 18 пассажиров и двух членов экипажа и развивает скорость до 60 км/ч. Стоимость билетов составит 150-250 рублей (частные перевозчики за переправу берут 300 рублей). Капитаны катера прошли аттестацию в нижегородском речном училище. В августе «Марс-2000» получит лицензию и станет осуществлять регулярные внутримуниципальные перевозки пассажиров по Волге по расписанию, а также – при востребованности – обеспечит водную связь с левобережными населенными пунктами Нижегородской области. По словам Михаила Меня, уже прорабатываются маршруты выходного дня Пучеж–Юрьевец и Пучеж–Плес, а также регулярное сообщение с Сокольским (Нижегородская область).
Пучежский район расположен в восточной части Ивановской области, в 157 км от областного центра. До ближайшей железнодорожной станции в Кинешме – 117 км. С востока Пучежский район омывается водами Горьковского водохранилища и граничит с Сокольским районом Нижегородской области, с севера граничит с Юрьевецким районом, с запада – с Лухским и Верхне-Ландеховским, с юго-запада – с Пестяковским районами Ивановской области, а на юге граница проходит с Чкаловским районом Нижегородской области.
Стоит отметить, что подобные транспортные решения не уникальны для российских регионов. Дороги, как известно, одна из главных бед страны. Особенно это относится к обширным территориям Сибири и Дальнего Востока. Многие поселки здесь не имеют иного транспортного сообщения, кроме воздушного. Причем это характерно и для индустриализированных регионов Западной Сибири, например Кузбасса. В июне, к примеру, состоялся первый вертолетный рейс из Таштагола (столица туристического кластера в Горной Шории) в поселок Шор-Тайга. Новый вид сообщения с отдаленными поселками был организован по просьбе жителей Шор-Тайги и Усть-Анзаса. Раньше, чтобы добраться до Таштагола и обратно, селянам необходимо было ехать сначала на автобусе до поселка Усть-Кабырза, а затем плыть на лодке по реке. Теперь жители будут долетать до Таштагола на вертолете, причем за символическую плату: 120 рублей (при полной стоимости полета более 1000 рублей). «Недостающая сумма будет дотироваться из местного бюджета. Вертолет будет летать каждый понедельник, а также в экстренных случаях», – рассказывали в пресс-службе администрации области. А глава Таштагольского района Владимир Макута в свое время рассказывал автору этих строк, что на балансе в райадминистрации содержатся лошади – опять же в качестве транспортного средства.