Последние новости


15:18
Германия остановила поставки вооружений Казахстану
11:30
Опубликован список погибших во время беспорядков сотрудников КНБ Казахстана
13:08
Госдума расширила полномочия полицейских
01:00
"Судьбоносные последствия": что нельзя делать в полное солнечное затмение
12:47
Названа категория людей, для которых COVID-19 особенно опасен
21:16
Россиянам раскрыли правду о конце пандемии
15:30
Португалия приостановит вакцинацию препаратом AstraZeneca в некоторых возрастных группах
20:00
Вашингтон внес в "черный" список китайские фирмы и лаборатории из сферы технологий
13:00
Российский фрегат столкнулся с гражданским судном
09:30
В США казнили убившего «колдунью» мужчину
13:10
Власти США объявили Нью-Йорк городом анархии
07:00
А из нашего окна Белоруссия видна
08:00
Путин-суперагент с вакциной попал на обложку крупной газеты
06:00
Япония сочла необоснованным решение по пострадавшим от черного дождя в Хиросиме
12:49
Евросоюз высказался о выборах в Белоруссии
07:00
Что изменится в жизни россиян с 1 августа
13:56
«И никуда уходить не собирается»
13:48
Каннский кинофестиваль в 2020 году окончательно отменили
13:00
Мальдивы откроют границы для туристов в июле
13:43
Apple представила iOS 14: новые функции и дизайн
13:41
Американская нефть подорожала до максимума с весны
13:37
Семья во время карантина построила во дворе паб
08:30
Осужденного экс-мэра Владивостока переводят в другую колонию
07:30
Школьники смогут сдавать ЕГЭ без масок и перчаток
06:30
Глава ВОЗ сообщил о научном прорыве в лечении коронавируса
08:30
Власти США возобновляют смертную казнь
01:00
Темнокожие борцы за равноправие не любят белых. Почему в США это не считают расизмом?
12:10
Волна вандализма в отношении вышек 5G дошла до Польши
12:09
В Берлине прокомментировали задержание российского музыканта
08:47
Samsung может устроить онлайн-презентацию новых гаджетов
Больше новостей

Системная неготовность


Регионы
573

ТГК-14 – самая маленькая из российских тепловых генерирующих компаний. Ее тепловые электростанции работают в Забайкалье и Бурятии, и их электрическая мощность составляет всего лишь 633 МВт. Но это одна из самых проблемных отечественных ТГК, которую последние годы преследует какой-то рок. Накануне того, как основные собственники ТГК-14 – «Российские железные дороги» (РЖД) и группа ЕСН Григория Березкина – купили у федерального энергохолдинга РАО «ЕЭС России» эту генкомпанию, сильный пожар уничтожил два турбогенератора на Улан-Удэнской ТЭЦ-1 и жители столицы Бурятии трое суток провели практически без отопления при 40-градусном морозе. Допэмиссия акций ТГК-14, которую выкупили стратегические акционеры – 4,3 млрд рублей, очевидно, показалась им недостаточной для того, чтобы осуществить полноценную модернизацию генерирующих активов компании. Поэтому осенью 2009 года ТГК-14 обратилась в правительство Бурятии с предложением поднять тариф на тепло для того, чтобы получить дополнительные средства для модернизации Улан-Удэнской ТЭЦ. «Повышенный тариф необходим для того, чтобы компания выполнила свою инвестиционную программу и провела необходимый ремонт», – обосновал в тот момент позицию компании гендиректор ТГК-14 Сергей Васильчук. Но цифры, содержащиеся в этом предложении (по некоторым данным, компания предлагала поднять тариф на теплоснабжение в три раза), очевидно, вызвали шок у бурятских властей, и на филиалы компании в Бурятии зимой 2009/2010 годов обрушился вал проверок разнообразных государственных органов.

Итогом этих дебатов стало то, что правительство Бурятии и ТГК-14 разработали совместную инвестиционную программу до 2017 года, согласно которой республиканские власти обязались участвовать в финансировании модернизации энергокомплекса (в 2010 году, например, на эти цели было выделено 100 млн рублей), а энергетики объявили о том, что ускоряют саму модернизацию. Но одновременно с этим стало известно, что Григорий Березкин предложил РЖД продать совместную компанию «Энергопромсбыт», которая и владеет ТГК-14, на открытом аукционе. Логика этого была понятной – РЖД и его партнер ЕСН никогда не скрывали «прикладной» характер приобретения этой компании у РАО «ЕЭС России». Эта генкомпания нужна была РЖД в первую очередь как некая страховка (на период реформы энергетики) от необоснованного роста цены на электроэнергию для ее железнодорожной инфраструктуры в Бурятии и Забайкальском крае. «Тепловой» же бизнес топ-менеджмент РЖД, очевидно, воспринимал как хлопотный придаток к электрическому. Поэтому, когда на рубеже 2009-2010 годов железнодорожная монополия убедилась, что государство крепко держит в кулаке рынок электроэнергетики и особо разжимать этот кулак не собирается, собственники контрольного пакета ТГК-14 и объявили о том, что ищут на него покупателя.

Но, очевидно, эта ситуация не устраивала власти Бурятии, которые хотели бы большей понятности и больших вложений в развитие теплоснабжающих активов на своей территории. И весной нынешнего года они решились на крайне конфликтный с ТГК-14 шаг – передали (с соблюдением всех формальностей, по конкурсу) право доверительного управления на ближайшие четверть века теплосетевым хозяйством Улан-Удэ (теплосети и котельные) от «дочки» ТГК-14 «Улан-Удэнского энергетического комплекса» (УУЭК) малоизвестной Тепловой компании из Омска.

Конечно, случился большой скандал. В конце концов единой ресурсоснабжающей организаций в столице Бурятии все же была признана ТГК-14, но после октябрьского совещания на эту тему в Москве у замминистра энергетики Андрея Шишкина представители Тепловой компании обратили внимание журналистов на динамику аварийности на ТЭЦ-1 в Улан-Удэ. В 2007 году, по данным ЗАО «Техническая инспекция ЕЭС», на этой ТЭЦ произошла 21 авария, в 2010-м – 15, а за первые четыре месяца этого года – уже 21. «Замечания в адрес ТГК-14 были существенные и касались серьезных вещей. Проверка показала, что на ТЭЦ-1 в 15 случаях только в одном 2011 году не проводилось выяснение причин возникновения аварий на котлоагрегатах по неотложным заявкам», – заявила зам мэра Улан-Удэ Гемаля Гендунова.

В итоге паспорт готовности к нынешней зиме ТГК-14 выдан не был, хотя Улан-Удэнская ТЭЦ и другие источники, естественно, уже поставляют тепло жителям столицы Бурятии. Для того чтобы этот процесс стал легитимен, эта ТЭЦ к 25 декабря должна завершить реконструкцию котла №7.

Естественно, что и власти Бурятии, и Министерство энергетики эта ситуация нервирует. Поэтому глава ведомства Сергей Шматко предложил премьеру Владимиру Путину вводить внешнее управление в энергокомпаниях, не подготовившихся к осенне-зимнему периоду. «Если предприятия и собственники не справляются с этими задачами, то нужно ставить вопрос об ограничении прав управления, введении возможностей внешней администрации», – заявил министр энергетики. Премьер решил не делать резких движений и порекомендовал министру: «Вызывайте собственников к себе и прямо здесь с ними поработайте!» При этом понятно, что реальных рычагов воздействия у Минэнерго ни на топ-менеджмент ТГК-14, ни на готовых продать ее собственников нет. Возможно, такие рычаги будут созданы к следующему отопительному сезону. Ведь решилось же государство после аварии на Саяно-Шушенской ГЭС ввести жесткое регулирование цен на электроэнергию в Сибири, несмотря на либерализацию рынка электроэнергетики.