«Финэкспертиза» отследила динамику роста заработных плат в российских регионах за период с 2006 по 2010 год. Согласно данным отчета, за пять лет заработная плата в России увеличилась почти в два раза, чего не скажешь о производительности труда и экономическом росте.
Темпы роста оплаты труда по России за пять последних лет были в полтора раза выше темпов роста стоимости фиксированного набора продуктов. В Москве, Пензенской области и Республике Бурятия – в два раза выше. То есть в основной массе люди стали получать больше, и покупательская способность зарплат выросла. Но выросла она среди субъектов РФ неравномерно.
Среди регионов, где рост зарплат соответствовал инфляции (то есть уровень жизни не изменился), в основном преобладают нефтяные районы с изначально высокой оплатой труда рабочих. Поэтому в пятерке регионов антилидеров по соотношению зарплат и инфляции лишь Липецкая область – субъект с действительно низким уровнем жизни граждан, в котором за последние пять лет ситуация не улучшилась.
Однако, по мнению руководителя региональной программы Независимого института социальной политики Натальи Зубаревич, в отношении металлургических регионов, в частности, Липецкой области, данные исследования не совсем корректно отражают реальность.
«Не стоит брать для исследования одновременно годы роста и годы кризисного спада, – считает Зубаревич. – Тем более в регионах, специализирующихся на металлургии, где величина зарплат в кризис упала очень значительно». По данным «Социального атласа российских регионов», благодаря Новолипецкому металлургическому комбинату, до кризиса область входила в число регионов-лидеров по душевому ВРП, в 2006 году он превышал средний по стране на 15%.
Кроме этого, по данным отчета, в 15 субъектах федерации рост зарплат не был подкреплен ростом валового регионального продукта. В Республике Карелия, Томской и Тюменской областях рост зарплат был примерно в два раза выше соответствующего роста ВРП. А в Вологодской области – в пять раз. Там при 56% роста зарплат ВРП вырос всего на 11%.
«Этот диспропорциональный рост дает в первую очередь рост зарплаты бюджетников, – поясняет гендиректор компании „Финэкспертиза” Агван Микаелян. – Их зарплаты ни к чему не привязаны, поэтому могут расти бесконтрольно».
Самый низкий рост зарплат был зафиксирован по итогам пяти лет в Ханты-Мансийском автономном округе – 53,2%, самый высокий – в Дагестане (127,3%). Однако полученные данные большей частью объясняются эффектом низкой базы. Даже выросшие в 2,5 раза зарплаты в Дагестане по-прежнему в четыре раза меньше ханты-мансийских зарплат.
В целом, по мнению Микаеляна, отчет отражает в первую очередь отсутствие у регионов реальных стимулов к развитию. Например, дотационные регионы, такие как Кабардино-Балкария, находятся на верхних позициях рейтинга роста зарплат за счет «эффекта низкой базы», но в целом совершенно не заинтересованы в развитии своей экономики – дотации позволяют определенному классу чиновников жить безбедно. Строительство новых заводов может привести к перекрыванию дотационных потоков. «Регионы-доноры также мало заинтересованы в росте – в любом случае порядка 80% своих доходов они отдают в федеральный бюджет», – считает Микаелян.