Краснодарский край: черная полоса Ткачева
Наводнение в городе Крымске произошло 6–7 июля, в результате, по официальным данным, погиб 171 человек, а пострадали более 34 тыс. Эту катастрофу можно, видимо, считать самым трагическим событием уходящего года в России. Общественная реакция на трагедию в Крымске оказалась предельно широкой — от сотен волонтеров, собиравших по всей стране для пострадавших деньги и вещи и приехавших на помощь затопленному городу, до требований оппозиции немедленно отправить в отставку кубанского губернатора Александра Ткачева. 2012-й оказался для него вообще одним из самых непростых за всю его политическую карьеру.
Хотя начинался этот год на оптимистичной волне — в марте большинством голосов депутатов краевого Заксобрания Ткачев был утвержден главой Краснодарского края на очередной, четвертый, срок. Однако события в Крымске (прямым виновником которых Ткачева, конечно, считать бессмысленно) стали серьезным испытанием на прочность политического капитала губернатора — особенно в свете возвращения выборов глав регионов. Достаточно вспомнить лишь одну фразу Ткачева в разговоре с жителями Крымска: «А вы что думаете, дорогие мои… нужно было каждого обойти? Это невозможно. Какими силами? Это раз. Во-вторых, и вы бы что, встали и ушли бы из дома?» Тем не менее группа столичных политологов, раз в квартал публикующая в журнале «Политические технологии» индекс избираемости российских губернаторов, в последнем рейтинге отнесла Ткачева к числу региональных глав с высокими шансами на избрание.
Еще одним неприятным эпизодом для кубанских властей оказался сентябрьский Международный инвестиционный форум в Сочи (по статусу — второй после Петербургского экономического форума), где впервые главную роль играл не Владимир Путин, а Дмитрий Медведев. Новый хедлайнер немедленно продемонстрировал, кто в Сочи хозяин, со сцены форума попеняв Ткачеву на недоработки в организации мероприятия — не справляющиеся с жарой кондиционеры и неработающий Wi-Fi. А по итогам форума Краснодарский край заключил 244 инвестсоглашения на общую сумму 344,1 млрд рублей — это меньше уровня не только 2011 года, когда было подписано 295 соглашений на 429,5 млрд рублей, но и кризисного 2009-го (177 соглашений на 351 млрд рублей).
Впрочем, уже на форуме крупнейших компаний ЮФО, который журнал «Эксперт Юг» провел в Краснодаре в конце ноября, Александр Ткачев развеял страхи о стагнации в притоке инвестиций. По его словам, в 2012 году объем инвестиций в краевую экономику уже превысил 700 млрд рублей (в 2011-м Кубань собрала 600 млрд рублей). А мэр Краснодара Владимир Евланов сообщил, что в ближайшие 10 лет в краевой столице планируется построить 33 млн кв. м жилья, рассчитанного более чем на 500 тыс. человек, в результате чего численность населения Краснодара достигнет 2 млн человек.
Но, пожалуй, самым неприятным эпизодом уходящего года для Кубани стал «вылет» Краснодара из числа городов, которые в 2018 году примут матчи Чемпионата мира по футболу. Решение откровенно несправедливое: Краснодар по праву считается самым футбольным региональным центром России (две команды в Премьер-лиге), а подготовка к мундиалю здесь началась чуть ли не в день решения ФИФА отдать чемпионат России. В сентябре, когда утверждался окончательный список городов, здесь уже давно было известно имя инвестора для нового футбольного стадиона — украинско-российского бизнесмена Олега Мкртчана, основного владельца клуба «Кубань». Однако это не повлияло на решение ФИФА, по официальной версии, основанного на принципе «один регион — один город», — в результате Краснодарский край без чемпионата мира не останется, но матчи будут проходить в Сочи. Правда, Мкртчан от своих планов инвестировать в новый стадион не отказался, что дало «Эксперту Юг» основание назвать его одним из главных героев 2012 года на юге России.
Ростовская область: инвестиции возвращаются
Для Ростовской области основной задачей на 2012 год было преодоление того инвестиционного спада, который случился в регионе в два предшествующих года. Значительный вклад в это внес фактор политической неопределенности: в середине 2010 года пост донского губернатора покинул возглавлявший область почти 20 лет Владимир Чуб, а на смену ему пришел глава Ленинского района Московской области Василий Голубев — человек, не связанный с предыдущей командой. Среди своих приоритетов Голубев заявил повышение эффективности работы областной власти, усиление работы с муниципальными образованиями и активизацию взаимодействия с внешними инвесторами.
Положительных результатов пришлось ждать довольно долго, но по итогам 2012 года можно сказать, что они состоялись. За 10 месяцев объем промышленного производства в Ростовской области вырос по сравнению с прошлым годом на 12% (в обрабатывающих производствах — на 16,2%; для сравнения, в среднем по России — на 4,8%). Объем инвестиций в основной капитал крупных организаций по сравнению с аналогичным периодом 2011 года увеличился на 24,2%. А Голубев в четвертом квартале также занял место в группе губернаторов, которые, по мнению журнала «Политические технологии», имеют высокие шансы на избрание.
Крупнейшим инвестпроектом, стартовавшим в Ростовской области в 2012 году, стало строительство нового международного аэропорта Южный в 30 км к северо-востоку от Ростова-на-Дону. Катализатором для этого проекта общей стоимостью 26,8 млрд рублей стал все тот же Чемпионат мира по футболу — в 2018 году в донской столице пройдет несколько его матчей. Основным частным инвестором аэропорта, который в перспективе будет обслуживать порядка 8 млн пассажиров в год, должна выступить группа «Ренова» Виктора Вексельберга, которая сейчас формирует региональный холдинг «Аэропорты регионов». Завершить строительство аэропорта планируется в 2016 году.
Самой болевой точкой Ростовской области в 2012 году стал Таганрогский автомобильный завод (ТагАЗ) — крупнейший актив группы «Донинвест», основанной в начале 1990-х годов близким к Владимиру Чубу предпринимателем Михаилом Парамоновым, который сейчас живет в Европе. В предыдущем десятилетии ТагАЗ (основная модель на тот момент — Hyundai Accent) был одним из самых заметных автопроизводителей в российских регионах, но не смог справиться с последствиями недавнего кризиса. В конце 2011 года Парамонову при поддержке Василия Голубева и посредничестве Владимира Путина удалось договориться о реструктуризации долгов основному кредитору предприятия — банку ВТБ — в обмен на обещание резко нарастить производство. Однако уже в апреле ТагАЗ неожиданно подал на банкротство, сорвав тем самым достигнутые соглашения с властями, и начал стремительно сокращать штат (в начале года на предприятии работали около 4 тыс. человек). Одновременно с молотка уходили и другие крупные активы группы «Донинвест» — гостиница «Ростов», Ростовский молочный комбинат и др. Без прикрытия со стороны Владимира Чуба империя Парамонова оказалась недолговечной.
Волгоградская область: Сталинградский фронт дождался перемен
Важнейшим событием года в этом регионе стала январская смена губернатора — новым главой региона стал бывший мэр соседней Астрахани Сергей Боженов. При его преемнике Анатолии Бровко ситуация в Волгоградской области напоминала войну всех против всех — губернатор конфликтовал с местными элитами (кульминацией здесь стало снятие с должности мэра Волгограда Романа Гребенникова), силовиками и не имел авторитета у населения. В результате на выборах в Госдуму в декабре 2011 года «Единая Россия» набрала всего 35,4%, что окончательно и предрешило судьбу Бровко.
Назначение Боженова, имевшего репутацию жесткого прагматика, частью волгоградского политического бомонда было воспринято как приход в регион «варяга». Вопреки неписаному правилу «первых ста дней тишины», практически сразу против нового губернатора началась агрессивная информационная кампания, наиболее памятным эпизодом которой стала апрельская поездка Боженова и группы депутатов волгоградской облдумы в Италию. Однако Боженов продемонстрировал умение держать удар: спустя всего несколько дней ему удалось добиться от городской думы Волгограда избрания постоянного главы города-героя — после снятия Романа Гребенникова этот вопрос больше года депутаты попросту саботировали. Правда, губернатор не смог пока воплотить в жизнь свой замысел вернуться к прямым выборам мэра Волгограда, зато уже в сентябре город получил право принимать матчи Чемпионата мира по футболу, хотя эксперты называли Волгоград «слабым звеном». Очевидно, в данном случае сработал лоббистский потенциал Боженова в федеральном центре — волгоградского губернатора называют ставленником первого заместителя руководителя администрации президента Вячеслава Володина.
В экономической политике новый волгоградский губернатор сделал основной акцент на привлечение внешних инвестиций в регион, который многие годы сохранял изолированность от внешнего мира. Определенных успехов на этом направлении удалось достичь довольно быстро — в 2012 году стартовал ряд крупных инвестпроектов. При поддержке Агентства стратегических инициатив группа компаний Brazis начала строительство тепличного комплекса стоимостью 7,6 млрд рублей (второй по объемам инвестиций на юге России). Сделаны первые шаги по модернизации запущенной гостиничной инфраструктуры Волгограда — в сентябре был заложен первый камень отеля Hampton by Hilton. К Чемпионату мира по футболу будет реконструирован волгоградский аэропорт Гумрак (входит в холдинг «Новапорт»). В декабре на площадке химобъединения «Каустик» американская компания Praxair начала строительство производства промышленных газов стоимостью 2,2 млрд рублей.
Однако не стоит забывать и о том печальном наследстве, которое осталось от предыдущих руководителей региона. По итогам 2011 года Волгоградская область имела худшие среди крупнейших субъектов юга России показатели дефицита бюджета и отношение долга к доходам бюджета, значительно превышающее среднероссийское. Использование коррупционных схем в ЖКХ привело к огромным долгам перед энергетиками и газовиками. Все это является объективным препятствием на пути новой губернаторской команды, которая уже начала «расшивку» долгов — по сообщению правительства области, совокупный региональный долг за 2012 год уменьшился на 1,5 млрд рублей. В рейтинге избираемости региональных глав в четвертом квартале 2012 года Сергей Боженов пока имеет ранг С+ — между главами с шансами на избрание ниже среднего и теми, кого изберут с высокой вероятностью.
Астраханская область: на контроле у Жилкина
Этот прикаспийский регион стал настоящим хитом федеральных новостей в апреле, когда далеко за пределы города вышел конфликт вокруг выборов мэра Астрахани. После того как Сергей Боженов отправился на повышение в Волгоградскую область, основными претендентами на пост мэра стали его заместитель Михаил Столяров и экс-депутат Госдумы от «Справедливой России» Олег Шеин. Для Шеина, незадолго до этого не попавшего в парламент по федеральному списку эсеров, победа на этих выборах была принципиальной. В противном случае ему грозило существенное понижение в политическом статусе: от восходящей звезды федеральной политики до вечного оппозиционера местного значения.
На муниципальных выборах 4 марта предсказуемо, с почти двукратным перевесом, победил Столяров. Но Шеин результаты голосования признавать отказался и объявил голодовку. Месяц спустя, на явном спаде протестного движения в столице после президентских выборов, эту акцию решили использовать оппозиционеры во главе с Алексеем Навальным, рассчитывая, что слоганом «За честные выборы» им удастся расшевелить регионы. В середине апреля в Астрахани высадился десант столичных активистов с требованием пересмотра результатов выборов мэра. Однако появление Навального и компании не возымело желаемого результата — инициативу в свои руки быстро взял губернатор области Александр Жилкин, заявивший, что Столяров — законно избранный мэр, поэтому перевыборов не будет. В итоге все ограничилось стихийным митингом, и в дальнейшем оппозиционеры про Астрахань, кажется, не вспоминали вовсе; а Шеин продолжает вести оппозиционную деятельность в ранге депутата областного заксобрания.
Между тем, если брать действительно содержательную сторону региональной повестки, то главные события 2012 года в Астраханской области происходили в нефтегазовой отрасли — важнейшей для экономики региона. Один из основных принципов экономической политики Жилкина состоит в том, что этот сектор должен стимулировать развитие смежных отраслей, в первую очередь судостроения (12 крупных предприятий, численность рабочих превышает 9 тыс. человек), которое готово выполнять крупные заказы нефтяников. В феврале на судостроительном заводе «Красные Баррикады» состоялась закладка основных объектов, предназначенных для месторождения имени В. Филановского, которое в 2015 году начнет разрабатывать «ЛУКойл», в октябре добывший первый миллион тонн нефти на своем первом шельфовом месторождении Каспия — имени Ю. Корчагина. Одновременно шла работа по проекту создания особой экономической зоны промышленно-производственного типа при судостроительных предприятиях региона. Инвестиционный потенциал ОЭЗ был оценен в 50 млрд рублей, первые соглашения с ее потенциальными резидентами были подписаны на инвестиционном форуме в Сочи. Таким образом, Александр Жилкин в 2012 году сделал серьезную заявку на переизбрание губернатором (его второй срок завершается в 2014 году) и в упомянутом рейтинге занимает место в группе региональных глав с высокими шансами на избрание.
Калмыкия: Орлов расправил крылья
Главным на юге России поставщиком политических скандалов в 2012 году оказалась степная Калмыкия. Наиболее острым эпизодом местной политической жизни стала борьба за пост главы администрации республиканской столицы Элисты, развернувшаяся между двумя группами — условно людьми нынешнего главы Калмыкии Алексея Орлова и людьми его предшественника Кирсана Илюмжинова. Еще два года назад, когда Илюмжинов принял решение покинуть свой пост, ничто не предвещало высокого градуса политической борьбы — Орлов, долгие годы возглавлявший представительство Калмыкии в Москве, первоначально не рассматривался как самостоятельная фигура. Однако уже с первых дней у власти он стал смещать с ключевых постов чиновников, обязанных своей карьерой Илюмжинову, и в итоге этот процесс вылился в настоящий политический кризис.
Обострение политической ситуации в Элисте произошло в конце апреля, когда в результате раскола в рядах депутатов городского собрания были избраны два главы администрации — выдвиженец Орлова Артур Дорджиев и связанный с Илюмжиновым Мингиян Яшаев. Дальше события, если верить стороне Яшаева, развивались по сценарию силового захвата мэрии его оппонентом, хотя, согласно официальной версии, Дорджиев просто приступил к исполнению обязанностей. Так или иначе, в августе он был окончательно утвержден в должности главы Элисты, а вскоре после этого Орлов отправил в отставку еще двух людей из команды своего предшественника — премьер-министра Людмилу Орлову и вице-премьера Вячеслава Илюмжинова. Правда, это не укрепило позиции главы Калмыкии в индексе избираемости губернаторов — в четвертом квартале Алексей Орлов получил от столичных политологов рейтинг D (избираемость стремится к нулю).
В то же время едва ли стоит всерьез рассматривать возможность возвращения на пост главы Калмыкии Кирсана Илюмжинова, поскольку его нынешний статус бизнесмена несоизмеримо выше поста главы хронически депрессивного региона. Скорее главная новость из жизни Илюмжинова заключается в том, что в 2012 году он триумфально вернулся в большой бизнес. В июне Илюмжинов приобрел 52% второй по величине в Болгарии сети заправок Petrol Holding, затем вошел в состав акционеров французской группы Sucden (одного из ведущих игроков на мировом сахарном рынке, имеющего ряд активов в России) и объявил, что создает совместный фонд с британской Ashmore Group объемом 1 млрд долларов. Позже он выразил намерение вложить 5,5 млрд долларов в добычу угля Пакистане. Все это дало основания «Эксперту Юг» включить Кирсана Илюмжинова в число главных людей 2012 года на юге России.