Руководителя ВАК Феликса Шамхалова обвиняют в хищении 350 млн рублей — части кредита, выданного Внешэкономбанком (ВЭБ) фирме «Заречье-2» на строительство жилья в Подмосковье. Шамхалов — совладелец фирмы. На прошлой неделе Тверской суд Москвы отправил его под арест до 24 марта.
Формально скандал не связан с работой фигуранта в Минобрнауки и в ВАК, но, разумеется, вызывает вопросы о том, что вообще происходит с органом, который отвечает за присвоение ученых степеней в стране.
Сначала о господине Шамхалове. Председателем ВАК он проработал недолго — с августа прошлого года, до этого несколько лет был главным ученым секретарем. В целом же карьера Шамхалова поражает феноменальными темпами: уроженец Дагестана, сразу после армии, в 1988 году, он начал руководить научно-производственными предприятиями и организациями, сообщает его страница на сайте ВАК. Параллельно закончил Московский коммерческий университет и защитил кандидатскую диссертацию по экономике (в 1995-м), а еще через три года — докторскую, что едва ли не рекорд.
В 2002 году указом президента РФ ему присуждается звание заслуженного деятеля науки Российской Федерации, в 2003-м Шамхалов становится членом-корреспондентом РАН. Тогда же его назначают заместителем директора по науке Центрального экономико-математического института РАН. А в 2007-м он попадает в ВАК — главным ученым секретарем. Более ста научных работ (в основном по взаимодействию бизнеса и власти и управлению образованием), девять монографий, несколько учебников. В общем, то ли очень одаренный человек, то ли проходимец.
На пресс-конференции в РИА Новости в минувшую пятницу замминистра образования и науки сообщил, что «претензий и нареканий к господину Шамхалову не возникало». Но в любом случае выбор его руководителем службы, проблемы которой — в первую очередь качество российских диссертаций — давно известны, был странным. Чего у Шамхалова не было точно, так это репутации человека, способного руководить образовательным процессом.
Теперь его наверняка снимут с должности — уже известно, что Минобрнауки направило свои предложения в правительство. На момент подписания номера в печать на это место прочили Владимира Филиппова, ректора Российского университета дружбы народов, человека действительно уважаемого и явного реформатора — он, например, когда был министром образования, запустил Единый государственный экзамен.
Но что вообще можно сделать с нашей системой получения ученых степеней, кроме как отстранить сомнительного начальника?
Радикальный ответ: устроить как в США. В этом случае ВАК вообще не нужен: каждый университет присуждает научную степень по итогам работы. У американцев эта схема складывалась полтора столетия, с тех пор как Йельский университет впервые присвоил степень PhD (аналог нашего кандидата наук). За это время устоялся институт репутаций: все знают, что диссертация из Гарварда — это одно, а из небольшого частного университета — совсем другое. Если же кто-то и не знает, к его услугам многочисленные рейтинги. Кстати, американцы не сами это придумали, а привезли из Германии в позапрошлом веке.
Но у нас института репутаций нет, хотя прошлой осенью Минобрнауки и попробовало отрейтинговать вузы (что до сих пор вызывает ожесточенные конфликты вузов с министерством). Так что заменить ВАК нечем — кто-то должен устанавливать правила игры и назначать диссертационные советы.
Пока рецепты, предлагаемые руководителями нашего образования, вполне разумны: проверять реальную ценность научных работ тех организаций, где открываются диссертационные советы, резко сократить число самих советов, пересмотреть список журналов для научных публикаций (в списке российских журналов из 2267 наименований есть такие, про которые приличные ученые никогда не слышали и не услышат).
«Резко уменьшить число вузов, которым разрешена аспирантура, — говорил в пятницу Филиппов. — А может быть даже, им не надо и магистратуры. Это нормальное явление во многих системах образования в мире, когда большая часть высших учебных заведений не имеет права реализовывать докторантуру или даже магистратуру. Этим путем и нам надо идти».
А самое главное — вот: «Важно вовлечь экспертное сообщество всей страны, чтобы это не были придуманные кем-то в ВАКе решения, спущенные вниз и потом всеми критикуемые. Дорожная карта должна быть известна, обсуждена и принята всеми».
Материал опубликован на сайте «Русского репортера»