«Роботы помогают человеку в быту» — по мнению участников первой крупной выставки робототехники «Бал роботов», которая состоялась недавно в Москве, эта фантастическая идея постепенно становится реальностью.
В промышленной сфере робототехника уже широко распространена: на многих современных производствах в цехах можно не встретить живого человека — работают исключительно машины. Одновременно робототехника начинает активно проникать и в быт человека. Согласно исследованию Credit Suisse, мировые продажи бытовых роботов сегодня превышают отметку в 3 млн единиц и растут минимум на 20–30% в год.
Например, хорошим спросом уже давно пользуются роботы-пылесосы. В России продажи такой техники исчисляются десятками тысяч единиц. Эти бытовые устройства, которые сами определяют размер комнаты, «видят» в ней препятствия и при необходимости возвращаются на подзарядку, уже много лет выпускают гиганты бытовой техники (LG, Samsung, Karcher и др.). Сейчас цена робота в России составляет порядка 9 тыс. рублей — вполне по карману среднестатистическому покупателю.
Помимо роботов-пылесосов неплохим спросом начинают пользоваться такие «умные» устройства, как робот-газонокосилка, робот для очистки бассейна, робот для чистки окон (например, робот Windoro по цене от 19 тыс. рублей). Ну а в ближайшем будущем начнется активная продажа роботов, способных выполнять более широкий круг обязанностей.
Видит, слышит, понимает
Самые перспективные бытовые роботы, которые будут востребованы в ближайшем будущем, — это, по мнению участников выставки, так называемые роботы телеприсутствия, позволяющие удаленно следить за тем или иным объектом и взаимодействовать с ним. Эти устройства оснащены встроенными камерами, они могут распознавать речь и разговаривать с человеком, отвечая на несложные вопросы.
Одну из последних разработок такого типа на выставке представила российская компания R.Bot (модели роботов R.Bot 100 и Synergy Swan). Устройство высотой 55 см самостоятельно ориентируется в пространстве и передвигается на трех колесиках.
«Сфера применения наших роботов довольно широкая, — заявил “Эксперту” Вячеслав Кравцов, один из руководителей компании R.Bot. — Это — презентационные функции, когда на выставках или в офисе компании робот встречает человека и передает ему нужную информацию, отвечая на вопросы. Также с помощью такого робота можно удаленно следить за пожилыми людьми, больными или детьми. Под силу роботам проводить обучающую работу — они могут передавать ученикам информацию, отвечать на их вопросы. Уже есть положительные результаты использования роботов в работе с детьми-инвалидами: техника может терпеливо объяснять те или иные вещи».
По словам представителей R.Bot, их бытовые роботы пользуются определенным спросом. Частные покупатели обычно приобретают такие устройства для того, чтобы следить за детьми. Компании — чтобы подчеркнуть свою технологичность. Например, не так давно один автомобильный дилер приобрел роботов и использовал их в шоу на открытии нового автосалона, а затем