О завоевании российского автомобильного рынка китайские автопроизводители мечтают давно. Однако российские власти до сих пор сдерживали их пыл: в свое время китайцам не удалось получить разрешение на создание значимых производственных мощностей и на получение льгот в России.
Во многом этим объясняется тот факт, что в настоящее время доля продаж китайских автомобилей на российском рынке довольно мала: по итогам прошлого года она составила всего 3,9%. Правда, обращает на себя внимание устойчивый прирост: еще в 2010 году доля была вдвое меньше — мизерные 1,8% (см. график 1).
Настрой китайцев на освоение российского рынка иллюстрируется внушительным списком официально представленных в России китайских марок — сейчас их уже 11 (см. график 2), при этом новые игроки продолжают прибывать. Для сравнения: немецких марок в России продается почти вдвое меньше (шесть), а корейских — почти втрое (три). Правда, тон в России пока задают всего четыре китайские марки, Lifan, Geely, Great Wall и Chery, которые по итогам семи месяцев текущего года в общей сложности продали более 40 тыс. автомобилей. В то время как остальные марки: FAW, Changan, Haima, BAW, Brilliance, BYD, Foton — недотянули и до 4000.
«Великая стена» под Тулой
С укреплением российско-китайской дружбы на межгосударственном уровне у китайских компаний появился новый шанс укрепиться на российском авторынке. После переговоров первых лиц Китая и России для автопроизводителей из Китая зажегся зеленый свет прежде всего в плане развития их производства на территории РФ. Главный ньюсмейкер сейчас — марка Great Wall, которая на следующей неделе намерена заложить первый камень в строительство своего нового крупного завода в Тульской области. Оглядываясь назад, можно вспомнить, что именно Great Wall в свое время пыталась создавать значимые производственные мощности в России. Еще в 2005 году пробная сборка была запущена на калининградском «Автоторе». А позже Great Wall Motors собиралась инвестировать свыше 100 млн долларов в строительство собственного завода в Елабуге. Однако тогда проект был приторможен, и, как говорили осведомленные источники, не без участия российских властей.
В те времена чиновники из Минпромторга в приватных беседах с «Экспертом» выражали скептическое отношение к идее широкомасштабного развития производства китайский автомобилей в России. Приоритет отдавался лидерам мирового автопрома — признанным европейским, американским, корейским и японским производителям (см. «Китайское автомобильное чудо», «Эксперт-Авто» за декабрь 2007 года). Но сейчас власти, похоже, начинают более лояльно относиться к идее развития производства китайских автомобилей в России, что и позволило Great Wall запустить наконец значимый производственный проект.
Great Wall объявляет о внушительных инвестициях в создание автозавода в индустриальном парке «Узловая» под Тулой — объемы вложений составят свыше полумиллиарда долларов, или 18 млрд рублей. При этом 12 млрд рублей китайцы обещают вложить в завод уже на первоначальном этапе. Планируемая производственная мощность тоже внушительная — 150 тыс. автомобилей в год. Предполагается, что завод заработает в 2017 году, а окончательно будет достроен к 2020-му. Предприятие будет включать в себя производство полного цикла — здесь будут цеха штамповки, сварки, окраски, сборки и производства запчастей.
Этот завод станет не единственной производственной площадкой Great Wall в России. Последние несколько лет компания уже собирает некоторые свои модели в подмосковном поселке Гжель — правда, серьезным предприятием это назвать нельзя, машины здесь собираются методом крупноузловой сборки. А в конце марта этого года партнер Great Wall в России компания «Ирито» торжественно открыла уже завод посерьезнее. Речь идет о предприятии в Краснинском районе Липецкой области, которое тоже рассчитано на внушительные объемы производства — свыше 120 тыс. единиц в год. Правда, на новом заводе под Липецком пока нет штамповки, зато уже есть цеха окраски и сборки, недавно запущен цех сварки. Да и инвестиции солидные — их первоначальный объем составляет 3 млрд рублей, а в течение нескольких лет общий объем вложений предполагается довести до 10 млрд рублей.
Локализация Chery
Другой китайский автопроизводитель, компания Chery, на волне геополитического разворота в сторону Китая объявила о начале производства своих автомобилей в России. Соответствующее заявление было сделано в Москве в конце июля. Специально для этого в Россию приехал президент компании Chery Automobile Инь Туняо, который предстал перед журналистами в сопровождении представителей Коммунистической партии Китая, а также ряда китайских дипломатов и других официальных лиц. «Как мы знаем, в последнее время российско-китайские отношения бурно развиваются, — торжественно заявил на мероприятии Чжан Ди, советник посольства КНР в РФ. — Недавно президент России Владимир Путин посетил Китай и заявил, что Россия приветствует китайские инвестиции».
В отличие от Great Wall, компания Chery не будет пока строить в России собственный завод. Она начинает сотрудничество с российским заводом «Дервейс» в Карачаево-Черкесии. Здесь автомобили Chery будут производиться по договору контрактной сборки, однако при этом Chery заявляет, что намерена закупить и установить на российском предприятии, в частности, сварочное оборудование. Точные размеры инвестиций в проект Chery не называет, на пресс-конференции Инь Туняо уклончиво говорил, что это будет «несколько десятков миллионов долларов».
Первые произведенные на «Дервейсе» Chery начнут сходить с конвейера уже с конца августа. На первом этапе Chery собирается выпускать в России 30 тыс. автомобилей в год. Китайцы заявляют, что с развитием производства они планируют существенно повышать уровень локализации выпускаемых в России автомобилей: сначала это будет сварка и окраска, затем Chery собирается приобретать в России сиденья, шины, стекла, пластиковые детали. Инь Туняо также заявил, что компания намерена создать в России центр НИОКР, первоначальной задачей которого будет адаптация китайских автомобилей под местные условия.
Кто еще?
Стоит отметить, что на заводе «Дервейс» в Карачаево-Черкесии уже обосновались другие китайские производители. Компания Lifan собирает здесь автомобили с 2010 года, несколько лет назад здесь же началась сборка автомобилей марки Geely, а в марте текущего года — выпуск автомобилей марки Brilliance.
Кстати, во многом благодаря началу производства в России именно Lifan и Geely сегодня являются наиболее продаваемыми среди китайских брендов. Но, кажется, обе компании не намерены довольствоваться этой производственной площадкой. По неофициальной информации, Lifan ведет переговоры с рядом российских регионов о создании собственного завода. Претендентами называются Московская и Липецкая области. Ряд источников указывает на возможные инвестиции китайского производителя в размере 200 млн долларов, а предполагаемые мощности оцениваются на уровне 100 тыс. автомобилей в год.
Geely тоже планирует развивать производство на российской территории. Ранее она неоднократно высказывала намерение вернуться к сборке в Свердловской области на предприятии «Автомобили и моторы Урала» (АМУР). Здесь Geely собирала свои машины в 2007–2008 годах, но развитию производства помешал кризис. Сейчас представители Geely заявляют, что готовы в самом ближайшем будущем возобновить проект. «Неудивительно, что китайские компании ищут партнеров в России, — комментирует Азат Тимерханов, ведущий аналитик агентства “Автостат”. — Из-за осложнения политических отношений с Европой наше экономическое сотрудничество с Китаем будет только расширяться, и это коснется различных сфер, в том числе автопрома. Поэтому в перспективе нельзя исключать появления новых заводов, собирающих китайские автомобили в России, тем более что большинство европейских, японских, корейских и американских марок здесь уже представлены».
Автосалон с китайским акцентом
Одновременно с развитием производственных планов китайские компании активно расширяют и свой модельный ряд. Это наглядно видно по предстоящему Московскому автосалону, который начинается на этой неделе. Немалая часть новинок на нем будет связана именно с китайскими автопроизводителями.
Например, лидирующая среди китайских машин марка Lifan собирается представить на выставке пять европейских и одну российскую премьеру. Примечательно, что новинки этого производителя нацелены на разные сегменты автомобильного рынка. В сегменте кроссоверов Lifan будет продолжать натиск с помощью обновленного Lifan x60. Для атаки на размерный классе С у марки приготовлен обновленный седан Solano, причем одна из версий этой модели будет представлена в виде электромобиля. В сегменте компактных городских автомобильчиков Lifan представляет обновленный Lifan Smily, очень похожий на прославленный Mini Cooper. Только Mini стоит сейчас в России больше 1 млн рублей, а его китайский двойник — от 300 тысяч. Посягают китайцы и на сегмент бизнес-класса — здесь Lifan покажет обновленный седан D-класса Lifan Cebrium. Ну а в начале следующего года Lifan планирует вывести на российский рынок еще один компактный кроссовер Lifan x50, а также свой флагманский седан бизнес-класса Lifan 820.
Geely представит на выставке новый кроссовер GX7 и хэтчбек SC5. Кроме того, особое внимание на стенде компании будет уделено флагманскому седану Emgrand.
Ярко выступить на выставке собирается и Great Wall — она представит в России новый бренд Haval, на который китайский производитель делает особую ставку: автомобили под этим брендом как раз будут производиться на новом заводе Great Wall под Тулой. «Бренд Haval является премиум-брендом для компании Great Wall, нацеленным на конкуренцию в ценовой категории плюс 20–30 процентов к ценам на нынешний модельный ряд компании. Эти автомобили отличаются более эксклюзивной отделкой и широким набором дополнительных опций», — пояснил «Эксперту» Элвис Ченг, глава представительства Great Wall Motors в России.
Chery представит на Московском автосалоне свою новую продуктовую линейку Ambition Line, которая состоит из трех новых моделей. Это седаны Chery Bonus 3 и Сhery M16, а также кроссовер Chery Tiggo 5. Представители компании подчеркивают, что над новыми продуктами трудились известные западные дизайнеры, в частности Джеймс Хоуп — бывший дизайнер General Motors, а также Хакан Саракоглу, ранее работавший на Porsche. «Новая линейка должна дать дополнительный импульс нашим продажам в России, — отметил в интервью “Эксперту” Геннадий Павлов, генеральный директор Chery в России. — Если в прошлом году мы продали 19 тысяч автомобилей, то в этом году на падающем рынке рассчитываем достигнуть такого же результата, а в дальнейшем наращивать продажи».
Наконец, на Московском автосалоне покажут себя и новые китайские игроки. В частности, это марка Dongfeng, которая в числе прочих новинок представит в России свой новый кроссовер AX7, а также седан L60.
Так ли хороши китайцы
Итак, китайские компании рассчитывают на серьезный рост продаж своих автомобилей в России. Если просто суммировать все их новые производственные мощности, то только выпущенных в России машин они собираются продавать свыше 300 тыс. единиц в год, и это не считая ввозимых с китайских заводов. Получается, что в ближайшем будущем китайские производители намереваются завоевать как минимум 10–20% российского автомобильного рынка.
Действительно ли китайцы столь хороши, что могут завоевать в России столь большие потребительские симпатии? По результатам недавнего исследования аналитического агентства «Автостат», которое опросило 137 экспертов автомобильного рынка (руководителей компаний, руководителей служб маркетинга, продаж и т. д.), оказалось, что у специалистов нет единого однозначного мнения. Одни прочат китайскому автопрому хорошее будущее в России: при удачном стечении обстоятельств уже в текущем году китайские автопроизводители увеличат свою долю на российском рынке до 7,5%, в 2015 году этот показатель составит 10%, а в 2016-м достигнет 12,5%.
Другие эксперты настроены более скептически, считая, что в ближайшем будущем китайских производителей, наоборот, ждет снижение доли на российском авторынке. В связи со сложной экономической ситуацией в стране в 2014 году их доля может уменьшится до 2,6%, в 2015-м — до 2,5%, а в 2016-м доля китайских автомобилей и вовсе может упасть до 1,9% российского рынка.
Главный фактор успешности китайских брендов на данном этапе развития рынка — цена. Действительно, компактный китайский седан сейчас можно купить чуть более чем за 300 тыс. рублей, кроссовер — за 400 тыс., внедорожник — за 700 тыс., что существенно дешевле моделей этого же класса от именитых автопроизводителей. Кроме того, по мнению специалистов, за последнее время качество китайских автомобилей заметно улучшилось, у них появился более выразительный дизайн, и уже в базовых комплектациях предлагается широкий набор дополнительных опций. Постепенно повышается и безопасность: улучшаются показатели краш-тестов. Наконец, растут дилерские сети, а сами дилеры хвалят выгодные условия сотрудничества, которые предлагают им китайские партнеры.
«Я думаю, что рост у китайского автопрома в России однозначно будет — конечно, не до десяти процентов, но до семи — точно, — комментирует Аркадий Шматов, директор сервисного центра компании “Аркан”. — На самом деле китайцы уже довольно неплохо научились делать автомобили. Они идут по проверенному пути, выкупая технологии у автогигантов и используя чертежи старых, снятых с производства моделей: например, Chery Tigo сделан на базе старого, проверенного временем Toyota Rav 4. Я лично, пообщавшись с владельцами китайских автомобилей, слышал больше позитивных отзывов, особенно от владельцев недорогих внедорожников. Одновременно стоит отметить и удачную рыночную конъюнктуру: сегодня растут цены на автомобили корейского производства, которые по стоимости теперь почти сравнялись с европейскими и японскими машинами. А доступных автомобилей на рынке осталось не так уж и много, и эту ценовую нишу сейчас успешно занимают китайцы».
Ну а что касается минусов китайских машин, то, по мнению участников опроса, главное препятствие для развития продаж — устоявшийся негативный стереотип о качестве товаров китайского производства, который, впрочем, до сих пор имеет под собой основания: все же в большинстве своем по качеству китайские автомобили еще недотягивают до известных марок.
Многие говорят и о проблемах с доставкой автозапчастей, низком уровне техобслуживания, слабо развитой сети дилерских центров. Интересно, что некоторые эксперты считают цену китайских машин недостатком, отмечая, что хорошая продукция не может стоить дешево.
«Общее падение автомобильного рынка затронуло и китайских производителей, — указывает Азат Тимерханов из “Автостата”. — В дальнейшем многое будет зависеть от целого ряда факторов. Появятся ли у них стратегические партнеры, что будет с дилерскими сетями, насколько улучшится качество автомобилей — в первую очередь решения требуют эти вопросы. Да и в глобальном плане пока нет ясности, ведь непонятно, что будет с самим рынком на фоне текущих геополитических событий».
График 1 Пока доля китайских авто в России растет График 2 В России присутствует уже 11 автомобильных марок из Китая