Экипаж Международной космической станции (МКС) остался без свежих продуктов, запчастей и научного оборудования. Ракета Antares, созданная Orbital Sciences Corp., которая выполняет доставку грузов для НАСА, взорвалась на 6-й секунде полета. Обломки 50-метровой ракеты, которая стоит 200 млн. долларов, упали на пусковую площадку в виргинском центре НАСА Уоллопс Флайт и нанесли серьезный ущерб самой пусковой установке и инфраструктуре. Так что следующий полет с виргинского центра может состояться нескоро.
Между прочим, запуск ракеты Antares пришлось задержать на несколько часов, потому что в районе запуска была обнаружена яхта.
Уже сегодня сотрудники Orbital приступят к осмотру обломков ракеты. Расследование причин аварии может продлиться месяцы. В первую очередь, конечно, под подозрение попали двигатели AJ 26, в которых могли возникнуть какие-то неполадки.
Cygnus был разработан частной компанией Orbital Sciences, получившей от НАСА контракт стоимость 1,9 миллиарда на восемь грузовых запусков к МКС до конца 2016 года. Cygnus отравлялся к МКС в четвертый раз.
Orbital, кстати, пользуется двигателями еще советского производства, переделанными для использования в Америке. Они были изготовлены в СССР еще в шестидесятые годы прошлого века и предназначались для полета на луну. Разработкой первой ступени ракеты занималось КБ "Южное" (Днепропетровск), в проекте участвовали ряд других украинских предприятий. Естественно, перед запуском двигатели прошли тщательную проверку. За считанные дни до аварии компания объявила, что в 2016 году намерена сменить поставщика двигателей для увеличения грузоподъемности ракеты.
Авария ракеты-носителя Antares может быть вызвана проблемами в двигателе, заявил РИА Новости специалист по политике в области космоса, заслуженный профессор Университета имени Джорджа Вашингтона Джон Логсдон.
Эксперт напомнил, что это уже четвертый запуск Antares и предыдущие три запуска были успешными. Профессор считает, что авария может быть связана с ракетными двигателями. "Двигателями являлись обновленные ракетные двигатели, изначально предназначенные для использования на советской ракете-носителе Н-1 более чем 40 лет назад", — рассказал Логсдон. Двигатель НК-33 разрабатывался для лунной ракеты Н-1, выпускался с начала 1970-х годов и продается в США по программе МКС для ракет-носителей Antares.
«Мы обязательно найдем причину аварии,- сообщил журналистам Фрэнк Калбертсон, вице-президент Orbital и бывший астронавт НАСА,- устраним ее и полетим снова».
Экипаж МКС, состоящий из шести человек, половину которых составляют российские космонавты, наблюдал за запуском в прямом эфире. Астронавты и космонавты, конечно, «разочарованы» случившимся, потому что они ждали не только оборудование, но и одежду, свежие фрукты и другие продукты питания.
Antares нес автоматический грузовой корабль снабжения, который должен был доставить на МКС 2268 кг грузов. Авария, конечно, не значит, что космонавты будут голодать, потому что запасов на МКС, по словам, программного менеджера НАСА Майка Саффредини, до марта следующего года. Однако экономить им на всякий случай все же придется.
Часть потерянного в результате крушения ракеты-носителя Antares оборудования, которое должен был доставить на Международную космическую станцию космический грузовик Cygnus, будет отправлена на станцию в декабре, заявил глава программы МКС.
"Мы будем работать с поставщиками этого оборудования, чтобы предоставить им возможность доставить его на МКС",- сказал Саффредини на пресс-конференции, созванной после аварии.
Он сообщил журналистам, что несмотря на крушение, космонавты и астронавты на МКС обеспечены всем необходимым, а сама станция в "прекрасной форме". Он напомнил, что в среду на МКС отправляется российский "Прогресс".
"Следующим полетит корабль SpaceX, в настоящее время они поставлены на 9 декабря, мы, думаю, немного изменим заявку груза, чтобы дополнить его элементами того, что мы потеряли сегодня", — сообщил Саффредини.
Доставка грузов на МКС по контракту с Orbital обходится для НАСА в 1,9 млрд. долларов. НАСА, напомним, три года назад в целях экономии отказалась от использования своих космических челноков и сейчас пользуется услугами частных компаний.
Позже стало известо, что российский космический грузовик "Прогресс", в среду впервые запущенный на МКС с помощью модернизированного "Союз-2.1а", штатно отделился от третьей ступени ракеты-носителя. Об этом РИА Новости сообщил представитель Центра управления полетами (ЦУП).
До настоящего времени грузовые корабли на станцию запускались только с помощью ракет-носителей "Союз-У-ПВБ".
"Произошло отделение грузового корабля от носителя", — сказал собеседник агентства. Согласно расчетам баллистиков, стыковка "Прогресс М-25М" с Международной космической станцией произойдет спустя примерно шесть часов после старта к стыковочному отсеку "Пирс" (СО1) российского сегмента МКС.