«Свет в конце тоннеля» — такими словами участники Парижского автосалона характеризовали нынешнюю ситуацию на европейском автомобильном рынке. Затяжное сокращение продаж новых автомобилей наблюдалось в Европе еще с 2008 года. Авторынок здесь упал с 15,7 млн единиц в 2008 году до 12 млн в 2013-м. И впервые за последние шесть лет в Старом Свете наконец-то начался устойчивый подъем: продажи новых машин в европейских странах растут 12 месяцев подряд. В частности, за первые 8 месяцев текущего года в среднем они увеличились на 6% (до 8,6 млн единиц). При этом рост демонстрируют почти все европейские рынки, в том числе самые значимые: Германия (+3%), Великобритания (+10%), Франция (+2%), Италия (+4%), Испания (+16%). А в некоторых странах в текущем году подъем и вовсе очень внушителен: например, в Португалии, Ирландии, Исландии продажи выросли на 30 и более процентов (см. график).
На европейский автомобильный рынок оказывает влияние общее состояния экономики еврозоны. Как известно, сейчас она не демонстрирует явного роста, однако здесь не наблюдается и выраженной отрицательной динамики развития. Последние месяцы наблюдатели говорят о стабилизации экономических показателей, и это благотворно влияет на продажи автомобилей: потребители начали чувствовать уверенность и охотнее решаются на такую значимую покупку, как автомобиль. Кроме того, любопытная ситуация складывается в южноевропейских странах, где в последние годы продажи упали в некоторых случаях на 50–70% по сравнению с докризисными временами: рынок там, достигнув дна, теперь демонстрирует бурное восстановление.
Из трех с лишним десятков европейских стран продажи в этом году снизились всего на пяти рынках. Это Бельгия, Швейцария, Австрия, Нидерланды, где сокращение продаж можно назвать незначительным — всего от 1 до 5%. Ну и самое значительное падение продаж автомобилей сейчас наблюдается в России: в августе и сентябре соответственно на 25 и 20%; за 9 месяцев текущего года продажи сократились на 13%. А между тем российский автомобильный рынок даже в условиях падения все еще второй по значимости в Европе: он уступает по объемам только германскому.
Поэтому тема спада на российском автомобильном рынке была особенно актуальна на Парижском автосалоне. «Россия портит оптимистический настрой участников автосалона»; «Российский автомобильный рынок падает из-за санкций и ослабления экономики» — с такими заголовками выходили статьи в местной и международной прессе. Представители мировых автогигантов признают, что падение российского рынка уже начало отрицательно сказываться на их деятельности. Пожалуй, самое громкое заявление сделала компания Ford, которая понизила свой прогноз дохода в текущем году с 7–8 млрд долларов до 6–7 млрд. И основной причиной этого понижения Ford назвал именно плохую ситуацию в России, где у компании три производственные площадки.
Однако ведущие автопроизводители выразили уверенность, что сокращение российского авторынка — явления временное. «Российский рынок восстановится. Нужно смот