В предыдущем номере нашего журнала опубликована статья «Инновационное дао Поднебесной», в которой рассказывается об успехах инновационного развития Китая. В частности, о поддержке, которую китайское правительство оказывает своим национальным чемпионам в инновационной сфере, благодаря чему они развиваются с необыкновенной быстротой и занимают ведущие места на мировых рынках. На Пуцзянском форуме, где присутствовал один из авторов той статьи, обсуждали результаты исследования российских технологических «газелей», входящих в рейтинг «ТехУспех», который составляет Российская венчурная компания (РВК) с партнерами. Это быстрорастущие средние инновационные фирмы, достигшие оборотов в сотни миллионов — миллиарды рублей. Но их результаты разительно отличаются от результатов китайских компаний. Если китайская фирма вырастала за 15–20 лет до миллиардных оборотов в долларах, то наша — в рублях. Причины такого разрыва мы решили рассмотреть на примере ООО «НПП “Резонанс”» из Челябинска, которое в 2013 году вошло в топ-50 рейтинга «ТехУспех» с оборотом более 400 млн рублей. Интервью с основателем и владельцем «Резонанса» Владимиром Коровиным мы публикуем сегодня.
Главных причин, как ясно из интервью, две. Во-первых, отсутствие спроса на инновационные изделия, который должна порождать промышленность, а во-вторых, плохой инвестиционный климат, главная составляющая которого — отношения между бизнесом и государством, точнее, конкретными государственными учреждениями, такими как прокуратура, налоговые органы, местные власти. Мы часто слышим жалобы предпринимателей и чиновников на плохой инвестиционный климат, присущий российской экономической системе, но не всегда точно понимаем, в чем именно состоят проблемы. Господин Коровин на примере своей компании их демонстрирует.
— Компания «Резонанс» действует в сфере приборостроения. Мы разрабатываем и изготавливаем электронные приборы и электрооборудование для тракторов, автогрейдеров и прочей тяжелой техники. Вся продукция высокотехнологична. Как правило, с применением микроконтроллеров, электроники.
Самый большой объем занимают системы защиты грузоподъемных кранов. Они по математической модели крана определяют уровень его нагрузки, обеспечивают защиту от перегрузки, от опрокидывания и столкновения.
Есть немного заказов от оборонки, хотя в эту сторону мы не стремимся. Есть лицензия Роскосмоса на космическую деятельность и отдельные заказы по космической тематике. Но они в общем объеме выпуска продукции особой роли не играют.
В прошлом году мы организовали машиностроительное подразделение предприятия, разработали гусеничный бульдозер и изготовили его первый образец.
— Сами разработали бульдозер?
— Да, сами. Слегка необычно для нас, казалось бы. Вдруг из приборостроения решили в машиностроение удариться. Но машину мы сделали, показали на выставке СТТиТ-2014 в Москве. Машина неплохая получилась. Того же класса по тяговому усилию, как и машина ЧТЗ массой 17 тонн. Но уже другого технического уровня: гидростатическая трансмис