Президент России Владимир Путин одобрил предложения Минприроды и Роснедр по созданию на базе «Росгеологии» объединенного отраслевого оператора, который должен обеспечить нашей стране независимость в сфере геологоразведки. Ожидается, что соответствующий пакет документов будет разработан и внесен правительством в Госдуму уже до конца нынешнего года. На первом этапе в новую структуру должны быть переданы полтора десятка государственных геофизических предприятий, в том числе «Союзморгео», «Южморгеология» и «Полярная морская геолого-разведочная экспедиция», которые имеют опыт геологоразведки в Арктике. А на втором этапе в состав «Росгеологии» войдет также ряд отраслевых НИИ и научно-производственных предприятий. Некоторые из этих структур до последнего времени имели статус ФГУПов, их хотели акционировать и даже включили в прогнозный план приватизации на 2014–2016 годы. Но Совет Безопасности России эту идею не поддержал. Теперь решено преобразовать все эти организации либо в федеральные бюджетные учреждения, либо в акционерные общества со стопроцентной долей государства и передать под крыло «Росгеологии». Главная задача объединенной компании — резко повысить эффективность поисково-оценочной стадии геолого-разведочных работ, что позволит значительно увеличить стоимость участков недр, которые государство впоследствии выставляет на тендеры. Это очень выгодно и самим недропользователям, так как они будут получать для добычи намного более подготовленные и изученные месторождения. А значит, смогут существенно сэкономить на геологоразведке.
Более того, сейчас решается вопрос о наделении «Росгеологии» специальным статусом, который позволит ей вне конкурса получать лицензии для проведения геолого-разведочных работ на нераспределенных участках недр. Это необходимо в том числе для того, чтобы интенсифицировать развитие минерально-сырьевой базы нашей страны, которая в последнее время восполняется явно недостаточно. Очевидно, что за этот процесс должна отвечать как раз «Росгеология». И чтобы она работала эффективно, ее полномочия в этой сфере следует расширить.
Новая укрупненная компания де-факто призвана воссоздать структуру отрасли, разрушенную после исчезновения Министерства геологии СССР, и при этом повторить успехи советского периода, когда крупные или даже гигантские месторождения нефти, газа, металлов и прочих полезных ископаемых у нас открывались каждые десять лет.
Дорого и мало
Если в позднее советское время объем разведочного бурения, например в нефтяной отрасли, у нас стабильно превышал 7 тыс. км в год, то в прошлом году этот показатель составил менее 1 тыс. км. И это легко объяснимо. Денег на геологоразведку наше государство до последнего времени практически не тратило. Например, сама «Росгеология» из бюджета вообще ничего не получала. Наши чиновники долгое время считали, что разведкой должно заниматься не государство, а сами нефтяные, газовые, горно-металлургические и прочие компании. Этот тезис четко отражен и в новой программе воспроизводства мин