Крупнейшая в России научно-исследовательская организация в области гражданского судостроения и военного кораблестроения – Крыловский государственный научный центр – получила паспорт экспортного облика на свою новую разработку – авианосец водоизмещением около 100 тысяч тонн. Это означает, что теперь наша страна может официально демонстрировать его на международных выставках военно-морской техники.
А иностранные государства уже объявивших о намерении строить свои собственные корабли такого класса или еще только планирующие их создание узнают, что в России есть соответствующие компетенции в этой области, и на следующих этапах создания авианосца вполне могут обратиться к нашим предприятиям за помощью.
О том, что Крыловский центр ведет активную работу по созданию такого корабля, впервые стало известно чуть больше месяца назад. Напомним, что тогда заместитель гендиректора КГНЦ Валерий Поляков коротко сообщил, что в его центре создана концептуальная модель будущего авианосца, которая пока что не является проектом, но, тем не менее, уже соединяет в себе самые современные научные и технические разработки с практическими запросами военных моряков. По существу эта модель ни что иное как отправная база, задающая перспективный облик многофункционального корабля и параметры проектирования его ключевых систем: двигательных установок, энергетических систем, вооружения и проч.
По словам руководителя авторской группы КГНЦ Валентина Белоненко, аванпроект корабля предусматривает размещение на его борту до сотни летательных аппаратов, включая корабельные варианты истребителей пятого поколения Т-50, вертолетов Ка-32 и самолетов дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО). Этого удалось добиться в частности благодаря особой форме корпуса корабля. Он спроектирован таким образом, чтобы снизить сопротивление воды почти на 20%. Более того, как утверждает Белоненко, на таком корабле взлет самолетов и вертолетов будет возможен даже в шторм.
При этом на нашем авианосце предусматривается наличие не только традиционного для авианесущих кораблей советской постройки взлетного трамплина, но и катапульты. Последнее особенно важно, так как позволяет использовать на корабле полноценные самолеты ДРЛО. Мощности их двигателей, в отличие скажем от истребителей, не хватает, чтобы взлететь при помощи трамплина. Поэтому все советские авианесущие крейсеры оснащавшиеся исключительно трамплинами, по сути, были лишены возможности автономно проводить широкомасштабные наступательные операции. В основном они предназначались скорее для отражения угроз. Строительство нового авианосца по самым приблизительным оценкам обойдется в 10-12 млрд долларов и займет не менее 10 лет. Эти оценки сделаны исходя из аналогичных затрат США на создание нового авианосца типа «Джеральд Форд». Но речь идет лишь о головном корабле, все последующие будут примерно на 10-15% дешевле. Вопрос лишь в том кто будет заказывать у нас новые корабли и когда.
В действующей сейчас программе развития военного кораблестроения в России до 2050 года, создание нового отечественного авианосца хоть и предусмотрено, но отнесено ближе к окончанию действия этого документа. Впрочем, не исключено, что в новых условиях это положение может измениться. Так, заместитель командующего ВМФ по вооружению Виктор Бурсук недавно заявил, что «первого авианосца стоит ждать не ранее 2030 года, его создание уже спланировано и будет выполнено в соответствующие сроки».
Ясно, что авианосец – сложнейшее и очень дорогое сооружение, строительство которого является национальной задачей для всей страны. То, что сделал сейчас КГНЦ – это аванпроект, который, по сути, является всего лишь научно-исследовательской работой. Но уже на следующих этапах работы необходимо будет предусмотреть соответствующие решения, чтобы к моменту появления этого авианосца в металле он смог успешно решать все боевые задачи свойственные кораблям такого класса. Вот здесь и придется решать научные задачи по различным направлениям, создавая соответствующий задел по гидродинамике, энергетике, вооружению и т.п.