В своих оценках эксперты SIPRI используют преимущественно не денежные, а натуральные показатели, согласно которым общий объем сделок в 2010–2014 годах вырос почти на 16% по сравнению с предыдущей пятилеткой — 2005–2009 годами.
Это объясняется как стартом новых циклов перевооружения армий в таких странах, как Индия, Китай, Саудовская Аравия, Пакистан и других, так и активизацией военных конфликтов в Африке и на Ближнем Востоке — в Сирии, Ираке и Йемене.
Пятерка крупнейших оружейных экспортеров, по данным SIPRI, осталась неизменной: США, Россия, Китай, Германия и Франция. В общей сложности они контролируют почти три четверти мирового рынка. Но внутри этой группы за последние годы произошли радикальные изменения. Так, доля Германии сократилась с 11 до 5%, а Франции — с 8 до 5%. А вот доля России и США, наоборот, выросла. Еще пять лет назад наша страна контролировала только 22% мирового рынка, а теперь — 27%. У американцев доля тоже выросла, но не так сильно, с 29 до 31%. При этом география экспорта вооружений из США значительно шире, чем из России: 94 государства против 56.
«США уже давно рассматривают экспорт вооружений как основной инструмент внешней политики и безопасности, однако в последние годы он все больше был призван помочь американской военной промышленности поддерживать уровень производства при сокращении военных ассигнований», — говорит директор программы военных расходов SIPRI Од Флеран. В России же экспорт военной техники — обычный бизнес, а основную ставку предприятия отечественного ВПК делают на выполнение государственного оборонного заказа. Его доля в общем объеме почти всех крупнейших оборонных предприятий России уже давно превышает 60–70%. Что же касается продаж оружия на внешние рынки, то он за последний год в целом по стране сократился с 15,7 до 13 млрд долларов. При этом портфель экспортных контрактов по-прежнему составляет 48–50 млрд долларов.
Не менее любопытные изменения происходят и в группе крупнейших импортеров оружия. Здесь самый главный игрок — Индия, нарастившая свою долю почти вдвое, с 7 до 15%. Резко — впятеро — увеличила свою долю и Саудовская Аравия, занимающая второе место в стане главных покупателей. А вот доля Китая, наоборот, сократилась с 9 до 5%. Это связано прежде всего с развитием в КНР собственной оборонной промышленности, которая за последние десятилетия научилась выпускать сразу несколько сложных систем вооружений и морской техники. То же относится и к Южной Корее, которая резко сократила закупки оружия за рубежом. В результате ее доля упала с 6 до 3%. Но эти два случая скорее исключение. «В целом азиатские страны все еще зависят от импорта основных видов вооружений, который существенно вырос и останется в ближайшие годы на высоком уровне», — говорит старший научный сотрудник SIPRI Симон Веземан. А раз так, то у России есть очень хорошие шансы в следующей пятилетке обойти США. И прежде всего потому, что традиционные покупатели нашего оружия в Азии еще не насытили свои армии новой военной техникой.