Двадцать восьмого октября IBM объявила о покупке своего давнего партнера, специализирующегося на программном обеспечении Linux с открытым исходным кодом, — американской Red Hat Software. IBM видит будущее в открытом программном обеспечении и стремится войти в число крупнейших провайдеров облачных услуг, где доминируют Amazon и Microsoft, а Red Hat может похвастаться соответствующими наработками и клиентской базой. На протяжении последних лет IBM уже пыталась догнать лидеров, скупая мелкие компании и разрабатывая собственные облачные продукты, но успеха они не имели. У Red Hat есть козыри — рост выручки, опытные программисты открытого кода и хорошая репутация.
Рынок облачных технологий развивается стремительно, ИТ-гиганты все чаще приобретают специализированные компании. Так, в июне Microsoft за 7,5 млрд долларов купила облачный сервис для совместной разработки ИТ-проектов GitHub. Сделка IBM и Red Hat вписывается в этот тренд. IBM хочет заявить о себе как о крупном поставщике облачного ПО, но не только. Много лет ее генеральный директор Джинни Рометти пыталась поставить гиганта на новые технологические рельсы — в компании заявляли о желании выйти на рынок облачных вычислений, искусственного интеллекта и технологий кибербезопасности. Но последние шесть лет инвесторы постоянно отмечали ее падающие продажи и вялую реализацию инновационных амбиций. Покупка Red Hat может стать мощным стимулом — в IBM рассчитывают на быстрый взлет объемов продаж облачных технологий. «Приобретение Red Hat меняет всю ситуацию на рынке облачных технологий. IBM станет ведущим провайдером гибридных облачных сервисов», — заявила Рометти. Дела в Red Hat тоже идут хорошо: ожидается, что по итогам года выручка компании впервые превысит три миллиарда долларов.
IBM заплатит за все акции Red Hat 34 млрд долларов — на 61% больше их рыночной стоимости. ИТ-гигант оценил каждую ее акцию в 190 долларов, в то время как за два дня до сделки цена составляла всего 116,7 доллара. Однако Рометти считает сделку справедливой, отмечая, что Red Hat — премиум-компания с мощными фундаментальными показателями. «Цель покупки в увеличении доходов, а не в оптимизации издержек», — отметила Рометти.
Сделка IBM и Red Hat может считаться ответом на трансформацию отношения бизнеса к ИТ-системам: все больше компаний осознают, что поддерживать и обновлять собственное «железо» и ПО слишком затратно. Amazon, Microsoft и Oracle жаждут привлечь в свои облака все больше бизнес-клиентов, и у них это получается. В IBM тоже захотели отхватить кусок пирога.