Убийца с ножом набросился на двух молодых идеалистов, которые боролись за человеческое отношение к заключенным
29 ноября на Лондонском мосту полицейские застрелили нападавшего, который перед этим ножом убил двух человек. Поскольку на преступнике был «жилет смертника» (впрочем, как позже выяснилось, муляж), его не стали задерживать. Позже стало известно, что этот 28-летний житель графства Стаффордшир в 2012 году был осужден по обвинению в подготовке теракта на 16 лет, но вышел на свободу в декабре 2018-го.
Многие в Британии задаются вопросом: как и почему человек, осужденный за подготовку теракта, была досрочно освобожден? Тот факт, что полиции было все известно про Хана, поднял волну критики в отношении существующей в Британии системы исполнения наказания и освобождения осужденных. Премьер-министр Борис Джонсон сообщил, що осужденных по статье о терроризме, которые вышли на свободу досрочно... уже 74. Министерство юстиции объявило, что срочно пересматривает условия досрочного освобождения для тех, кто сидит по статьям, связанным с терроризмом.
Стали известны имена погибших: 23-летняя Саския Джонс и 22-летний Джек Меррит были выпускниками Кембриджского университета и работали в рамках проекта, цель которого ... реабилитация и помощь бывшим заключенным, чтобы вновь интегрироваться в общество. Один из таких бывших заключенных, которому помогали, и стал их убийцей.
Реабилитационная программа для заключенных, по словам представителей Кембриджского университета, где она была разработана, должна разрушить стереотипы и открыть возможности для ее участников начать нормальную жизнь.
Родители Джека Меррит и Саскии Джонс говорят о том, что их дети погибли, занимаясь делом, которое любили. По их словам, они верили в исправление и реабилитацию и не верили в месть преступникам со стороны общества.
Вице-канцлер Кембриджского университета профессор Стивен Тоуп заявил: Величайшая трагедия заключается в том, что эти люди были убиты тем, кому они стремились помочь.
28-летний Усман Хан был осужден в 2012 году за участие в группе, которая готовила взрывы и планировала открыть в Пакистане лагерь для подготовки террористов. Усман Хан обвинений не признал: Я родился и вырос в Англии, в Сток-он-Тренте. Меня все здесь знают, и если вы их спросите, они знают, что все эти ярлыки, которые на меня наклеивают - террорист, то-се - они знают: я не террорист.
Хан вышел на свободу условно-досрочно в декабре 2018 года, отсидев половину срока. Он обязан был носить электронный браслет, с помощью которого полиция могла следить за его передвижениями. В субботу полиция подтвердила, что в момент нападения на злоумышленнике был этот браслет.
Местом преступления стало то место, где преступнику пытались помочь
Лондон-бридж расположен в оживленном финансовом и туристическом центре британской столицы. Два года назад здесь уже произошел крупный теракт, в результате которого погибли восемь человек и почти полсотни были ранены. Но на этот раз, вопреки первым сообщениям, преступление произошло не в мосту.
В здании «Фишмонгерс Холл» неподалеку Лондонского моста проходила учебная сессия, организованная Кембриджским университетом в рамках той самой реабилитационной программы для заключенных «Учимся вместе». По программе, вместе занимаются студенты и осужденные, отбывающие срок в британских тюрьмах. Джек Меррит и Саския Джонс были среди координаторов программы. А одним из их подопечных был Усман Хан.
Убийца (имея нож и муляж «пояса смертника»!) провел на занятиях полдня, побывал на нескольких семинарах, на которых даже рассказал, как отбывал свое заключение... а потом. То ли решился, или психанул от собственных рассказов о тюрьме, но около 14 часов он напал с ножом на волонтеров. Двое присутствующих мужчин, схватив что было в комнате - стул, огнетушитель, бросились на их защиту. В том числе 42-летний участник программы, осужденный в 2004 году на 15 лет за убийство женщины; срок его заключения истекает, и он был... отпущен из тюрьмы на один день на эту конференцию.
Хан выбежал из помещения, оказался на Лондонском мосту, где его скрутили прохожие, а после застрелили полицейские.
В соцсетях появились снятые очевидцами видео, на которых видно, как один из пытавшихся его задержать, отбегает с большим ножом, который только что забрал у преступника.
Затем вооруженные полицейские отталкивают людей от лежащего Хана и стреляют.
Великобритания уже имеет опыт и «закручивания гаек» и «откручивания»
Депутат парламента Иветт Купер, которая в 2011-2015 годах занимала должность министра внутренних дел в теневом правительстве лейбористов, возлагает вину на партию консерваторов: она нагадує, что в 2012 году правительство консерваторов отменило закон, по которому осужденные за терроризм могли оставаться за решеткой пожизненно. В частности, закон от 2003 года устанавливал возможность тюремного заключения на неопределенный срок (в некоторых документах используется термин бессрочное пожизненное заключение) для лиц, признанных опасными преступниками.
Эта правовая норма называлась Тюремное заключение с целью защиты общества (Imprisonment for Public Protection, IPP).
Согласно этому закону, судья устанавливал только минимальный срок, который должен отбыть осужденный. А в конце этого срока специальная комиссия должна решить, представляет ли осужденный опасность для общества и, следовательно, может ли выйти на свободу.
Под действие закона должны были, по оценке, попасть около 900 человек, совершивших насильственные преступления. Но прогнозы оказались очень занижены: к 2012 году, когда закон об IPP был отменен, к бессрочному заключению были приговорены более 6 тысяч человек.
В ответ нынешняя глава МВД Прити Пател заявила, что отмена той правовой нормы была необходима, чтобы положить конец введенной лейбористами практике автоматического освобождения осужденных. Речь идет о принятом в 2008 году лейбористским правительством законе, упрощающем процедуру условно-досрочного освобождения - вплоть до автоматического выхода из мест лишения свободы для лиц, отбывших половину назначенного им срока. В частности, Усман Хан был освобожден именно по «лейбористскому» закону от 2008 года.
... а в стране ведь еще и выборы
В контексте преступления на Лондонском мосту глава правительства Борис Джонсон пообещал самое масштабное со времен окончания холодной войны реформирование сферы безопасности, пишет издание Mirror.
Предполагается «огромная технологическая модернизация» и «улучшение взаимодействия подразделений вооруженных сил с разведкой, полицией и министерством иностранных дел, чтобы они вместе эффективнее предотвращали угрозы со стороны террористов и международной организованной преступности».
Джонсон сказал, что лично возьмет на себя контроль над этим процессом... если его переизберут на пост главы правительства.
Со своей стороны куратор вопросов безопасности теневого кабинета Лейбористской партии Ник Томас-Симондс заявил, что срок тюремного заключения не имеет значения, и основное внимание должно быть уделено реабилитации бывших заключенных и надзора за ними после освобождения. Независимо от того, будет ли осужденный освобожден через пять, восемь, одиннадцать или четырнадцать лет - он все равно в какой-то момент будет освобожден, - заявил он Би-би-си.
Великобритания – как и Франция, и Германия, и Бельгия - за последние годы пережили немало жестоких, хорошо подготовленных терактов. И то, что сейчас злоумышленники вынуждены прибегать к террору с помощью грузовиков и обычных ножей, а вместо поясов смертников носить муляжи - говорит о том, что службам безопасности удалось перекрыть им доступ к оружию и взрывчатке. Но сам терроризм не исчез. Саския Джонс и Джек Мерритт боролись против насилия так, как считали наиболее эффективным - добром. Светлая память.
Александр Волынский, Киев