Ревальвация гривни не вызвала снижение потребительских цен ни на отечественные товары, ни на импорт. Есть и объективные объяснения, и субъективные причины.
Украинская национальная валюта продолжает укрепляться. К примеру, на понедельник НБУ повысил официальный курс на 6 копеек - до 23,97 гривни за доллар. Курс евро - 26,32. Такой сильной гривня не была с начала 2016-го. Многих соотечественников радует, что и на наличном рынке уже несколько дней можно увидеть давно забытые цифры: доллар покупают по 23,90, 23,85 и даже - по 23.80.
Итак, уровень наших заработков в пересчете на «зеленые» растет. Почти на 15% с начала года... Но стоит только перевести взгляд с табло обменных пунктов на ценники в магазинах, как ощущение улучшения куда и девается. Потому что, оказывается, то, что кажется вполне логичным потребителю (гривня - вверх, цены - вниз) для производителей и продавцов - вовсе не аксиома. Стоимость товаров не только не снижается, а по многим позициям даже растет. И речь не только о сезонном повышении (как сейчас, например, стремительно дорожают овощи, молочная продукция), но и о товарах, производство которых никак от сезонности не зависит...
То, что, несмотря на укрепление нацвалюты, не падают цены на отечественные товары, производители и продавцы объясняют так: основные их расходы - тоже в гривне. А почему же не дешевеет импорт? Валюта для приобретения товаров обходится импортерам дешевле, они меньше перечисляют в бюджет (поскольку большинство пошлин и акцизов исчисляются в долларах или евро и оплачиваются по курсу НБУ). Соответственно, и государственная казна недополучает, и граждане ценового облегчения не чувствуют (по данным Госкомстата, с начала года потребительские цены в среднем выросли на 3%). Почему?
Пока гривня вверх - ценник глаза выест. Экономическая «классика» или украинский особенность?
Ожидаемого ввиду значительной ревальвации гривни снижения цен на рынках и в торговой сети мы действительно не замечаем. Исключение - разве что незначительная доля импорта. Да и то в сегментах с государственным регулированием (речь, например, о летнем снижении цены на газ). Что касается потребительских товаров, то, несмотря на снижение расходов импортеров (в частности - таможенных и налоговых), ценники на рынках и в магазинах практически не изменились. То есть, доходы зарубежных производителей и наших трейдеров и посредников растут. Уровень расходов потребителей - не меняется. Единственное, что некоторые товары все-таки можно купить дешевле в рамках всевозможных акций типа черной пятницы. Да и то речь идет, в основном, о всевозможных маркетинговых трюках, в результате которых покупатели выигрывают немного. Правда, благодаря крепкой гривне продавцы получают больше возможностей для маневра: могут предлагать (иногда - дутые, а порой - и реальные) скидки на широкую номенклатуру товаров. В результате конкретный потребитель в конечном итоге и может рассчитывать на какую-то для себя выгоду. Однако, так сказать совокупности потребителей - обществу - это приносит разве что дополнительные проблемы.
1. Переплачиваем за импорт. Кто-то зарабатывает, большинство - теряет
Казалось бы, хорошо, что украинцы имеют из чего выбирать, получают доступ ко все новым и новым иностранным товарам разного качества и по разной цене. Но... Оказывается, продукция многих мировых уважающих себя брендов поступают на наш рынок не напрямую, а через посредников. Иногда - по серым схемам, что, впрочем, никак не сказывается на стоимости продукции. Просто кто-то наживается на полученной таким образом дополнительной марже. Все - через непрозрачные правила игры, которые все еще остаются определяющими для нашей деловой жизни, - считает эксперт Growford Institute Алексей Кущ.
“Украинский рынок воспринимается как токсичный, – констатирует экономист. – Если идти к нам легально, через таможню, шансы сохранить хоть какую-то норму рентабельности минимальны. Поэтому та же IKEA давно говорит о выходе на наш рынок, но так здесь и не появляется. Наши торговые сети принадлежат бизнесу, который контролирует серые и черные каналы поставок. Соответственно, мировые бренды идут через эти потоки, а для производителей, которые дорожат своей репутацией, это неприемлемо. Соответственно, на их продукции зарабатывают барыги-посредники, которые просто перекупают этот товар за границей. А украинцы вынуждены покупать качественные товары намного дороже, чем, например, жители соседних европейских стран. Одинаковый товар в Варшаве может стоить в полтора-два раза дешевле, чем в Киеве. Это - один из факторов, которые и приводят к сохранению ценового статус-кво в условиях укрепления национальной валюты.
2. Бизнес не бросил привычку ловить рыбку в мутной воде
Еще одна из причин ситуации, когда гривня укрепляется, а цены не падают, - инерционность. Предприниматели, импортируя товар, закладывали курс доллара и евро значительно выше. Поэтому и не переносят эффект на потребителей сразу, - отмечает заместитель председателя правления НБУ Дмитрий Сологуб.
Особенно это заметно на относительно (а то и полностью) монополизированных рынках. К примеру, стоимость горючего, несмотря на все ожидания, - несмотря на укрепление гривни и падение мировых цен на нефть, - в этом году снижается медленно. С одной стороны - трейдеры и продавцы не хотят рисковать. С другой - почему бы не воспользоваться моментом, если антимонопольные органы на это обращают мало внимания, а если и обращают, то накладывают смешные штрафы, несоизмеримые с возможными сверхприбылями? Хотя снижение цены меньшими темпами, чем повышение, - нормальное явление, которое присуще не только украинскому рынку, - напоминает эксперт по вопросам энергетики Геннадий Рябцев. - Ценообразование на рынке топлива государство не регулирует, поэтому игроки должны учитывать риски собственного бизнеса - угадывать: куда и как пойдет закупочная цена.
Если доллар по отношению к гривне подорожал, любой бизнес мгновенно реагирует на это увеличением цен. Если же гривня укрепляется, он ждет, примет ли это снижение устойчивый характер. Никто не хочет работать себе в убыток. Хотя сейчас и этот принцип не совсем работает. Ревальвация гривны продолжается уже больше полугода, а бизнес, похоже, этой тенденции все еще «не замечает»...
Точнее, по мнению экспертов, делает вид, что не замечает. Потому, очевидно, рассчитывает увеличить свои доходы. Продавцы импортных товаров за счет колебаний валютного курса - независимо, в какую сторону, - пытаются максимизировать прибыль, - объясняет доктор экономических наук Василий Голян. - Это абсолютно законно. Но дело в том, что в Украине фактически отсутствует контроль за ситуацией со стороны регуляторных органов, отвечающих за соблюдение законодательства о защите от недобросовестной конкуренции, которая в момент изменения рыночных условий проявляется очень четко. Особенно часто это происходит на рынке топлива, поскольку снижение курса доллара, несмотря на то, что около 80% дизтоплива и бензинов импортные, практически не сказывается на ценах на розничном рынке нефтепродуктов.
При этом существует соблазн для бизнеса вообще не обращать внимания на ревальвацию гривни и даже на снижение мировых цен. Кто же добровольно откажется от лишней прибыли? Тем более, что, как бы там ни было, а реальные доходы украинцев - пусть медленно, но все же растут. Соответственно, оживляется потребительский спрос.
3. Неправильное потребительское поведение украинцев
Кстати, интерес большинства населения к отечественным товарам вряд ли можно назвать протекционистским. Мы (иногда - обоснованно, а, бывает, и по старой привычке) предпочитаем зарубежный товар. И постепенно все больше подсаживаемся на импортную товарную иглу. Соответственно, отечественная экономика не может рассчитывать на мультипликативный эффект от роста уровня доходов граждан. Ведь, предпочитая покупку импортных товаров, мы поддерживаем экономики других государств. И еще обиднее, что, покупая заморский товар, украинцы не всегда рассчитывают на собственные силы, залезая в потребительские долги.
Конечно, потребительское кредитование в определенной степени стимулирует и рост внутренних экономических показателей. Ведь повышение покупательной способности граждан сказывается на объемах торговли, - говорит директор Института социально-экономической трансформации Илья Несходовский, - так, как показывает анализ, прошлогодний примерно 3-процентный рост украинской экономики удалось обеспечить именно благодаря улучшению показателей в торговой сфере. То же, похоже, происходит в этом году. В то же время уровень отдачи средств, которые вкладывают в потребительское кредитование, не идет ни в какое сравнение с эффектом от дополнительного финансирования реального сектора экономики .
4. Неготовность банковской системы кредитовать реальный сектор
Между тем банковские учреждения, которые имеют возможность особенно на парясь неплохо зарабатывать на ссудах до зарплаты или на бытовую технику, фактически не кредитуют реальный сектор. К примеру, в прошлом году стоимость займов для населения выросла почти на 4% - в среднем до 33,1% годовых. И это - как говорится, средняя температура по палате. Иногда реальная цена кредита (особенно, краткосрочного) достигала 80-90% годовых. В этом году - в частности, и из-за снижения НБУ учетной ставки - кредиты дешевеют. Но, как говорится - «на копейки». Поэтому потребительское кредитование, по-прежнему приносит банкам и небанковским финучреждениям колоссальные прибыли.
Еще больше разнеживает банкиров возможность получения рекордного по мировым меркам пассивного дохода - покупая украинскик ОВГЗ или сертификаты НБУ. Соответственно, рано или поздно мы можем вновь оказаться у дырявого корыта - если гривня упадет, стоимость импортных товаров стремительно подпрыгнет. А дешевой отечественной альтернативы на рынке уже может и не быть. Потому что без кредитов и из-за неблагоприятной конъюнктуры для экспортеров часть отечественного производства до тех пор можем вообще потерять. Неприятные «звоночки» раздаются уже сейчас: уровень промышленного производства по сравнению с предыдущим годом падает (по данным Госкомстата - на 5% с октября 2018-го по октября 2019 года). И экспортеры все больше говорят о рисках дальнейшего свертывания производства из-за связанной с дорогой гривней неконкурентоспособностью нашей продукции за рубежом. При этом искусственно снижать стоимость своей продукции промышленники не могут, поскольку рентабельность многих производств уже сейчас нулевая.
Как следствие - уже сейчас страна получает от экспорта намного меньше валюты, чем тратит на импорт. Внешнеторговый дефицит за первое полугодие, по данным Госстата, превысил $2 миллиарда. К концу же года дефицит текущего счета платежного баланса, по прогнозам НБУ, может увеличиться до $3,6 миллиарда. То есть, ревальвация гривни вместо ожидаемого улучшения жизни страны и украинцев ведет к существенному росту потребления импортных товаров. Со всеми последствиями.
5. Прибыль любой ценой. Кого волнует: что будет завтра?
В свою очередь, не снижают цен и мелкие продавцы, кивают на поставщиков: мол, оптовые цены не снижаются, так чего же вы от нас хотите? Нам же семьи кормить. Поэтому и видим характерную ситуацию: незначительная девальвация гривны на 10-15 копеек сразу же сказывается на стоимости большинства товаров. Доллар упал на 3 гривни - цены не шевельнулись.
К тому же, никто не отменял производственной и сбытового цепочки, влияющей на себестоимость продукции. Если трейдер или продавец видит, что, несмотря на ревальвацию гривни, ни горючее, ни запчасти к технике не подешевели, стоимость аренды складских и производственных помещений не снизилась, они считают несправедливым, что только цены на их продукцию должны снижаться. Мы что - крайние?». А рестораторы, которые покупают у этих торговцев мясо или овощи, тоже не спешат снижать наценки. И так по кругу.
Одна из фундаментальных причин - разница в принципах работы украинских и западных торговых сетей, - говорит экономист Алексей Кущ. - В развитых странах очень капитализированный, насыщенный рынок. И высокий уровень платежеспособности населения. Поэтому местные сети работают по принципу товарного оборота с минимальной маржинальностью (небольшими наценками, гарантирующие низкий доход). Чтобы получить ожидаемую прибыль, они готовы продавать больший объем товара, чтобы потом вложить деньги в новые партии и тоже как можно скорее их продать. У нас же хотят взять все и сразу. Поэтому стоимость многих товаров завышается. Соответственно, они не продаются. Лежат мертвым грузом в торговых залах или на складах. И деньги должным образом не работают на своих владельцев.
Изменить ситуацию, по мнению экспертов, поможет только надлежащий контроль со стороны антимонопольных органов, которые держали бы руку на пульсе и реагировали на любые попытки антиконкурентных сговоров или иных нарушений. И конечно же, изменение менталитета - и отечественного бизнеса, и общества в целом. А вот унифицированных рецептов, как достичь этого в условиях недоразвитого рынка, к сожалению, нет. Одними лишь популистскими лозунгами - мол, мы и цены снизим и тарифы опустим, и рай на украинской земле за год построим, как и одними патерналистскими ожиданиями населения на то, что государство одним движением перепишет в сторону понижения все до одного ценники, делу не поможешь. Поэтому будем думать. В том числе, и над своим так сказать потребительским поведением.
Владислав Обух, Киев