Ради свободного курса гривни Нацбанк готов жертвовать даже репутацией. Поскольку у регулятора своя логика: инфляция стой, раз-два!
Совет НБУ - надзорный орган за правлением Национального банка Украины - признал деятельность правления в части формирования и реализации валютно-курсовой политики в 2019 году неэффективной и не соответствующей вызовам современного развития Украины. Иными словами, уполномоченные наблюдатели наконец прониклись ситуацией и озаботились поведением гривни, которая впервые за последние почти четыре года уверенно укрепилась ниже +24 грн / долл., и Нацбанка, который не стал мешать процессу ее укрепления на фоне отрицательного торгового сальдо и падения промышленности в стране. И рекомендовал пересмотреть политику. Но не факт, что правление прислушивается к рекомендациям - чиновники НБУ стоят на своем: курс национальной валюты вполне логичен, как и монетарная политика регулятора.
А гривня себе, знай, гуляет!
Укрепление гривни благодаря притоку денег нерезидентов в ОВГЗ, которое Укринформ не раз освещал в своих материалах (см. ТУТ и ТУТ), многие экономисты и товаропроизводители назвали крайне «нерациональным». Апеллируя к Совету НБУ, мол, надзорный орган, несмотря на норму о невмешательстве в оперативную деятельности правления, не в полной мере осознает риски ситуации и не использует имеющиеся рычаги.
И вот, когда гривня сиганула на межбанке ниже отметки 24 грн/долл Совет НБУ наконец рассмотрел вопрос О состоянии золотовалютного резерва Национального банка Украины и ситуации на валютном рынке Украины. И признали - дисбалансы есть, риски значительные.
Поэтому Совет НБУ дал правлению свои рекомендации. В частности:
1. Задействовать все средства и методы денежно-кредитной политики с целью смягчения монетарной политики.
2. Обновить стратегию управления золотовалютными резервами и график пополнения золотовалютных резервов на среднесрочную перспективу.
3. Подготовить сценарий развертывания ситуаций и действий на валютном рынке Украины вследствие возможного ухода владельцев-нерезидентов ОВГЗ из Украины.
4. Учитывая значительную роль нерезидентов на рынке долговых ценных бумаг Правительству, совместно с Минфином разработать правила сглаживания влияния продажи / покупки ими валюты на состояние межбанковского валютного рынка.
5. Провести оценку эффектов от присоединения к сети Clearstream и ситуации на международных финансовых рынках в увеличении спроса нерезидентов на ОВГЗ.
6. Актуализировать исследования о влиянии изменения обменного курса на потребительскую инфляцию в Украине, а также внешнюю торговлю, промышленность.
Иными словами, ребята, надо что-то решать, а то попадем в беду...
А почему сразу во всем виноват Нацбанк?
Интересно, что буквально накануне монетарного заседания Совета НБУ заместители председателя НБУ Дмитрий Сологуб и Олег Чурий попытались развеять тревогу общества и изложили Интерфаксу свои аргументы о том, почему укрепляется гривня, искусственна ли ревальвация и «убивает» ли она экономику.
Приведем их тезисно.
1. Политика НБУ сегодня заключается в том, что курс должен формироваться исключительно рынком. Плавающее курсообразования - это когда гривня может двигаться в обоих направлениях, а не только в сторону девальвации. Национальный банк участвует в торгах только для сглаживания чрезмерных колебаний или пополнения резервов, но в принципе не имеет намерения или цели вмешиваться в курсообразование.
2. Избыточное предложение валюты и связанное с ней укрепление гривни - это следствие не только притока инвестиций нерезидентов в государственные облигации правительства. В этом году на эти цели они потратили $3,7 млрд, но чистая покупка валюты Нацбанком в этом году уже превысила $5 млрд. Избыточное предложение валюты ($1,3 млрд) было сформировано за счет других факторов, прежде всего, улучшения показателей экспорта и импорта.
3. Призывы прекратить ревальвацию административным путем - это своего рода проявление комплекса неполноценности, нежелание видеть гривню полноценной валютой, которая может не только слабеть, но и крепнуть. А ведь валюте, которая может только слабеть, нет доверия, она не используется для долгосрочных накоплений и влечет долларизацию экономики. И в мире нет ни одного примера успешной страны с долларизированной экономикой.
4. Механическое снижение учетной ставки НБУ не будет эквивалентом дешевых кредитов. Кредитор всегда учитывает устойчивость экономического развития и последовательность экономической политики. Например, в 2012-2013 годах инфляция была около 0%, ставка НБУ - 7%, в то время ставки межбанка достигали 50%, ставки по кредитам - 15-20%.
5. Имеет значение не объем золотовалютных резервов, а экономическая политика. Украина имела в 2011 году резервы под $40 млрд, но Нафтогаз потратил $25 млрд за два года на импорт, и известно, чем это закончилось. Сейчас в финансовой системе - никакого скрытого дефицита. Дефицита энергетического сектора также нет. Политика Нацбанка независима и достаточно жестка, но будет мягче.
Цель НБУ - сглаживать резкие колебания. Если НБУ начнет, например, зубами держать курс 25 или 26, то от западных партнеров ему моментально прилетит обвинения в том, что центральный банк занимается протекционизмом своей национальной валюты и искусственно удерживает курс.
В НБУ подсчитали, что если бы курс был, скажем 27 грн / $1 начиная со второго квартала 2019 года, то экономический рост составил бы всего + 0,1%. В то же время инфляция была бы значительно выше.
А корни известно откуда растут
Вот именно в инфляции логика действий Нацбанка и зарыта...
Поскольку законом О Национальном банке Украины определена приоритетность целей при выполнении Национальным банком Украины своей основной функции согласно Конституции Украины - обеспечение стабильности денежной единицы Украины, то приоритетом денежно-кредитной (монетарной) политики именно определено достижение и поддержание ценовой стабильности. Мы действуем ради благосостояния граждан и государства, обеспечивая низкую и стабильную инфляцию, - очерчивает миссию сайт регулятора.
Ценовая стабильность - это ситуация, когда цены растут настолько несущественно, что граждане не задумываются над инфляцией, принимая решение о кредите, вложении средств в бизнес или сбережениях. Также Национальный банк Украины способствует финансовой стабильности и устойчивому экономическому росту, если это не препятствует достижению ценовой стабильности, - объясняет логику своих действий Нацбанк. Поэтому в арсенале его инструментов - инфляционное таргетирование, плавающий обменный курс гривни и учетная ставка.
Сегодня денежно-кредитная политика в Украине направлена на постепенное снижение темпов инфляции и обеспечение среднесрочной инфляционной цели - 5% с допустимым диапазоном отклонений ± 1 п.п. (В большинстве развитых стран под ценовой стабильностью считают поддержку инфляции на уровне от 1 до 3 процентов. Для стран с развивающимися рынками, среднесрочная инфляционная цель выше и колеблется обычно в пределах от 4 до 8 процентов. - Авт).
13-процентное укрепление гривни, которое мы наблюдаем в этом году, дает надежду на то, что уже по результатам 2019 года Украина выйдет на плановый показатель инфляции 5,5%. А уже при таких условиях регулятор сможет быстрее отпускать и высокую учетную ставку (15,5%, за нее Нацбанк получает сегодня большую часть критики. - Авт.), которая призвана запустить процессы кредитования и роста экономики.
В последнем октябрьском инфляционном отчете НБУ наметил прогноз инфляции 5% при ставке 8%. Как и в июле, прогнозный сценарий предполагает снижение учетной ставки до ее нейтрального уровня 8% в номинальном измерении в 2021 году при условии устойчивого снижения инфляции до цели 5%. Наиболее стремительное снижение ставки ожидается в течение 2020 года вместе с возвращением инфляции в целевой диапазон и улучшением инфляционных ожиданий, - говорится в отчете.
Итак, позиция НБУ, который не рискует ценовой стабильностью в условиях отсутствия фундаментальных реформ для привлечения инвестиций в экономику (в планах, кроме рынка земли, нет ничего) - кажется пока разумной. В конце концов, финансовый регулятор никак не может отвечать за желание Минфина, который решил резко сократить внешние займы, за счет внутренних, устроив гулянку, на которую с радостью слетелись все мировые спекулянты. В этом и заключается весь конфликт между Нацбанком (цели которого слишком долгосрочны и высоки, чтобы рядовой гражданин, чиновник или политик их понял) и правительством, которому рост экономики и деньги нужны уже сейчас.
Марина Нечипоренко, Киев