Когда Международный уголовный суд начнет слушать дело Майдана, Крыма и Донбасса
Международный уголовный суд (МУС), в отличие от Международного суда ООН, не занимается спорами между двумя государствами. В компетенции МУС в Гааге – преследование в судебном порядке конкретных лиц, ответственных за военные преступления, геноцид и преступления против человечности. Поэтому для Украины - это шанс привлечь к ответственности военных и чиновников России, причастных к трагическим событиям в Украине.
Майдан. Революция достоинства. Первая кровь и смерть. За свой европейский выбор Украина поплатилась многочисленными человеческими жертвами. Украинский Майдан стал символом неповиновения властям и наибольшим страхом Кремля. Поэтому Россия решила, что ей нужен Крым. Полуостров оккупировали “зеленые человечки”. Далее псевдореферендум, включение Крыма в состав РФ. Ни Украина, ни Европейский Союз, ни США не признают этого. После захвата полуострова Путин пошел “защищать” россиян дальше, на Донбасс. На востоке Украины началась война. Появились так называемые «ДНР» и «ЛНР». Официально Россия не признает своего вторжения в Украину, но несмотря на “их там нет”, они там есть. Украина собрала много доказательств присутствия и деятельности Вооруженных сил РФ на своей территории. Поэтому с целью неотвратимости наказания Украина обратилась в Международный уголовный суд.
За время вооруженной агрессии Украина отправила в уголовный суд 12 информационных сообщений относительно самых тяжких военных преступлений и преступлений против человечности.
Речь идет о событиях на Майдане, в Крыму и на востоке Украины.
В этом году Украина предоставила суду фото-и видеодоказательства совершения Россией внесудебных казней 9 военнослужащих Вооруженных сил Украины во время боев за Иловайск и Дебальцево.
Документы, которые подтверждают смерть украинских военнослужащих в плену, были поданы до того, как суд обнародовал свой ежегодный отчет.
5 декабря 2019 года Офис прокурора Международного уголовного суда опубликовал отчет за 2019 год, в котором один из разделов уже традиционно посвящен ситуации в Украине. Итак, что нового в этом документе и когда МУС вынесет свое решение относительно юрисдикции, т. е. права рассмотрения дел по существу.
ИСТОРИЯ УКРАИНЫ В МУС
Умышленные убийства, пытки, изнасилования, пропавшие без вести, преступления против достоинства, незаконное заключение, депортация, принуждение к службе в армии враждебного государства, изъятие имущества, лишение права на справедливое судебное разбирательство... Список можно продолжать. Это лишь часть преступлений, о которых говорится в условиях оккупации и которые исследует Офис прокурора Международного уголовного суда.
Украина передала на рассмотрение уголовного суда в Гааге два заявления. Первое – события на Майдане. Второе – Крым и Донбасс.
История Украины в Международном уголовном суде (МУС) началась в апреле 2014 года с событий на Майдане. Это было первое представление в суд, в котором говорится о преступлениях против человечности, которые совершили высшие должностные лица Украины – массовые убийства во время мирных акций протестов в период с 21 ноября 2013 года по 22 февраля 2014 года. Офис прокурора Международного уголовного суда почти сразу начал предварительное исследование трагических событий на Майдане. С тех пор количество сообщений из Украины относительно новых преступлений ежегодно только растет. В феврале 2014 году вооруженные “зеленые человечки”, которых Российская Федерация позже признала своими военнослужащими, взяли под контроль Крымский полуостров.
8 сентября 2015 года в МУС было передано второе заявление относительно событий на территории Украины, начиная с 20 февраля 2014 года и без даты окончания. Суд отреагировал довольно быстро. Радостной новостью можно назвать то, что уже 29 сентября 2015 года прокурор Международного уголовного суда Фату Бенсуда сообщила о расширении предварительного рассмотрения ситуации в Украине, чтобы включить преступления, которые произошли в Крыму и на Донбассе после 20 февраля 2014 года.
Еще через год Украина уже фигурировала в официальном ежегодном отчете прокурора Международного уголовного суда. И это была первая маленькая победа.
Ведь в отчете за 2016 год была опубликована оценка ситуации на территории Крыма и Севастополя, которую квалифицировали как международный вооруженный конфликт между Украиной и Российской Федерацией.
И хотя это была только предварительная оценка, она обеспечила правовую базу для анализа Офисом прокурора преступлений в Крыму, начиная с 20 февраля 2014 года.
Дополнительные сведения, например, сообщение об артиллерийских обстрелах, а также аресты российских военнослужащих украинской стороной и наоборот, указывают на прямое военное противостояние между российскими вооруженными силами и Украины, что предусматривает наличие международного вооруженного конфликта на Донбассе самое позднее с 14 июля 2014 года, одновременно с существованием немеждународного вооруженного конфликта.
Уже в следующем отчете, за 2017 год, речь шла о том, что именно Российская Федерация может осуществлять контроль над вооруженными группировками на востоке Украины. Это свидетельствует о возможности преследования российских граждан за преступления, совершенные на территории украинского Донбасса.
ИЛОВАЙСК И ДЕБАЛЬЦЕВО
Офис прокурора изучил большое количество материалов, которые предоставила украинская сторона. И уже в отчете за 2018 год говорится о том, что за период с апреля 2014 года по август 2018 года в ходе вооруженного конфликта на востоке Украины погибло 2 737 человек. А еще 298 пассажиров самолета рейса МН17, который был сбит 17 июля 2014 года.
Прокурор Международного уголовного суда отметила, что кроме информации о преступлениях в Крыму и на Донбассе, о которых говорится в предыдущих отчетах за 2016 и 2017 годы, Офис прокурора изучает события в Иловайске 2014 года на наличие признаков совершения военных преступлений представителями ВС РФ.
И уже в этом году в Гаагу были переданы новые материалы о военных преступлениях РФ в Иловайске и Дебальцево. Речь идет о внесудебных казнях 9 военнослужащих Вооруженных сил Украины представителями пророссийской организованной группы “Казачий союз “Область войска Донского” в ходе боев за Иловайск 2014 года и Дебальцево 2015 года.
Украина предоставила фото-и видеодоказательства, которые указывают на факт захвата украинских военных в плен, показания очевидцев убийств пленных, документы, которые подтверждают смерть военнослужащих в плену. Материалы будут рассматриваться Офисом прокурора Международного уголовного суда вместе с другими серьезными нарушениями международного гуманитарного права, которые совершили пророссийские силы на востоке Украины.
ЧЕГО ЖДАТЬ В 2020 ГОДУ
Офис прокурора Международного уголовного суда 5 декабря 2019 года опубликовал уже четвертый отчет, в котором говорится об Украине.
Из документа совершенно очевидно, что по результатам предварительного расследования преступления, которые произошли в Крыму и на Донбассе, могут привести к полноценному расследованию. И не исключено, что уже в следующем году.
Однако, здесь очень важно понимать, что Международный уголовный суд не заменяет национальные суды, даже если речь идет о наиболее серьезных преступлениях согласно международному праву.
Речь идет о так называемом принципе комплементарности юрисдикции Международного уголовного суда, когда наиболее серьезные преступления, которые вызывают обеспокоенность всего международного сообщества, не должны оставаться безнаказанными. Но вместе с тем, каждое государство обязано проводить собственное расследование. Международный уголовный суд берется за те дела, которые государство не может или не хочет расследовать.
В нынешнем отчете подчеркивается, что в течение 2020 года Офис прокурора Международного уголовного суда продолжит анализировать способность украинской системы правосудия самостоятельно вести следствие, чтобы окончательно решить, какие именно дела можно расследовать силами уголовного суда в Гааге.
Кроме этого, сейчас была дополнена информация, которая была опубликована в предыдущих отчетах суда.
В частности отмечается, что территория Крымского полуострова находится под контролем РФ с 18 марта 2014 года. И именно с этого времени это трактуется как постоянное состояние оккупации. Именно с этой даты на события в Крыму распространяется международное гуманитарное право.
Что касается событий на Донбассе, то в отчете отмечается, что конфликт разделяется на немеждународный, который длится с 30 апреля 2014 года, и международный, который длится как минимум с 14 июля 2014 года.
Международный уголовный суд (МУС) был учрежден на основе Римского статута. Ратификация Римского устава означает распространение компетенции действия МУС на государства, которые его ратифицировали. А на сегодня это более чем 100 стран.
20 января 2000 года Украина подписала Римский статут Международного уголовного суда (МУС), но не ратифицировала. Преградой стал вывод в 2001 году Конституционного суда о несоответствии некоторых положений документа Основному закону.
И хотя Украина не является государством-участником Статута, это не помешало ей обратиться в МУС, ведь сам Римский статут предусматривает такую возможность для стран, которые его подписали.
Со своей стороны Россия также подписала Римский статут, но так и не ратифицировала. Более того, уже после первого отчета Офиса прокурора МУС относительно ситуации в Украине, Россия отозвала свою подпись под Римским Статутом. Но это не препятствует преследованию российских граждан за преступления, совершенные на территории Украины.
После того, как вступили в силу изменения к Конституции (к ст.124 Конституции было добавлено положение, которое предусматривает, что Украина может признать юрисдикцию Международного уголовного суда на условиях, определенных Римским статутом, у Украины есть возможность его ратифицировать.
Уже в ближайшее время из Гааги в Киев должна приехать делегация Офиса прокурора Международного уголовного суда для дальнейшего сбора информации относительно расследования военных преступлений и преступлений против человечности на территории Украины.
Ирина Драбок, Гаага
Фото автора