Гибель украинского пассажирского лайнера в Иране вызвала немало вопросов
Дональд Трамп отказался от эскалации напряженности в отношениях с Ираном. Путин, Эрдоган и балканские лидеры дали старт «Турецкому потоку». Ангела Меркель побывала в Москве.
Утром 8 января мировые СМИ сообщили о крушении украинского пассажирского самолета в Иране вскоре после взлета. Погибли 176 пассажиров и членов экипажа Boeing 737-800. Напомню, что катастрофа произошла через несколько часов после обстрела иранскими военными американских военных баз в Ираке в ответ на убийство генерала Касема Сулеймани. Хотя власти Ирана пытались говорить о технических проблемах на борту самолета, быстро стало ясно, что он стал жертвой атаки со стороны местной системы ПВО. Первым об этом публично заявил премьер-министр Канады Джастин Трюдо. 11 января Иран на официальном уровне признал, что самолет, который следовал рейсом PS752, был сбит в результате ошибки оператора зенитно-ракетного комплекса. Ответственность за содеянное взял на себя Корпус стражей исламской революции. Показательно, что признание Ираном вины осудили в российской Госдуме, поскольку этот шаг минимизирует для российской стороны возможности спекуляций вокруг гибели рейса MH17 в небе Донбасса в июле 2014 года. Украинские власти в кризисной для государства ситуации не сумели продемонстрировать наличие алгоритма слаженных и ответственных действий, и это будет иметь для государства в целом негативные последствия.
Интересно, что Дональд Трамп, несмотря на склонность к воинственной риторике, вполне прозрачно дал понять, что не намерен делать ставку на силовой сценарий в отношениях с Ираном. Очевидно, особой необходимости таким образом раздувать тезис об «империи зла» у 45-го президента США нет, а противостояние с Тегераном можно сохранить на будущее, как дополнительный фактор увеличения рейтинга во время президентской кампании.
Канцлер ФРГ впервые за 5 лет побывала в Москве, хотя, конечно, в течение этого периода встречалась с российским президентом. 4-часовые переговоры завершились коротким брифингом, во время которого лидеры обоих государств-бенефициаров NordStream2 подтвердили готовность завершить его строительство. По словам Путина, запуск газопровода в эксплуатацию должен состояться в конце 2020 – начале 2021 годов. Хозяин Кремля не упустил возможности подчеркнуть необходимость закрепить в Конституции Украины бессрочный «особый статус Донбасса», что очевидно является вызовом для официального Киева. Напомню, что на прошлой неделе президенты России и Турции при участии президента Сербии и премьер-министра Болгарии запустили «Турецкий поток», главная цель которого – уменьшить объемы транзита российского газа через территорию Украины. Этот газопровод пришел на замену «Южному потоку», от строительства которого Европейский парламент рекомендовал отказаться в апреле 2014 года, после аннексии Крыма.
Евгений Магда, Институт мировой политики.