Эксперт по планированию бюджетных поездок дает советы, как дешево организовать путешествие
Начало года – период, когда многие планируют поездки на весну и лето. Путешественники заглядывают время от времени на сайты-агрегаторы, чтобы ознакомиться с текущими ценами на авиабилеты. Этой зимой они не радуют: основательно подскочили. Но есть правила, соблюдая которые, можно даже в таких условиях ездить по миру с минимальными затратами.
Авиа дороже вдвое: пора садиться за руль
Цена перелетов по Европе в два конца еще в прошлом году была ниже 100 евро по большинству направлений и стала трехзначной в текущем. На юг Франции весной 2019 года (Марсель, Ницца) билет в одну сторону стоил от 29 евро, в две – 80-90. Сегодня – от 199. На юг Италии в апреле прошлого года можно было слетать за 90-100 евро, а сейчас на аналогичный период 2020-го билеты стоят не ниже 200. Про 32 евро за билет Киев-Афины можно лишь мечтать: он уже вдвое дороже.
Цены на авиабилеты идут вверх и вниз по многим причинам, говорит Юлия Шкурко, тревел-эксперт, руководитель проекта самостоятельных путешествий МakeMyTrip.ua. “На цены влияют четыре вещи: конкуренция, предложение, спрос и цены на нефть. Все факторы вместе влияют на коэффициент загрузки, – объясняет она. – Авиакомпании, как правило, управляют им, постоянно меняя цены на билеты”. Делают это, чтобы заполнить самолет и получить максимальный доход (на одном рейсе может быть до 15 разных цен на места).
Если коэффициент загрузки низкий, и при этом спрос на направление низкий, авиакомпания уменьшит тарифы (то есть, увеличит количество мест с низким тарифом). Например, Ирландия: спрос низкий, стоимость авиабилетов на весенне-летние месяцы 2020 в обе стороны 60-70 евро с вылетом из Киева (то же самое касается Литвы, Латвии и Эстонии). Если коэффициент загрузки высок, и спрос высок, авиакомпания будет поднимать цены. “Так, все открыли для себя Исландию, и вместо 26 евро Гданьск-Рейкьявик летом-2016 мы имеем от 200 до 300 евро на аналогичный маршрут летом-2020 (с вылетами из Киева на 100-200 евро дороже)”, – говорит эксперт по планированию бюджетных путешествий.
Кроме того, рост тарифов на авиаперелёты связан также с изменением величины всевозможных налогов и сборов в аэропортах, так же как и с увеличение стоимости самого топлива. Сегодня авиатарифы составляют лишь 30-40% итоговой стоимости билета, всё остальное, это налоги и сборы, которые разнятся, в зависимости от страны, говорит Юлия.
Возможно, частично поэтому все популярнее становятся автопутешествия. “Это мировой тренд – меняется формат самостоятельных путешествий, – говорит Шкурко, совершившая кругосветное путешествие. – Любые направления с хорошей и доступной транспортной логистикой будут развиваться большими темпами: Ирландия, Испания, США, Аргентина, Чили, Канада”. Этим летом для краткосрочных автовылазок до 14 дней она рекомендует страны Балтии, Германию, Румынию, Польшу, Чехию. А еще, относительно бюджетно можно прилететь в Ирландию, Скандинавию и там продолжить путь на арендованном автомобиле и даже обойтись без размещения в отелях (безопасно, и при хорошей экипировке климат позволяет).
Например, маршрут Берлин-Амстердам-Копенгаген-Мальме-паромом в Польшу и домой в Винницу - 12 000 грн на бензин (проверено винницким автопутешественником). Сумма разбивается на четырех компаньонов - и получается всего 3000 гривен за проезд с человека.
А чтобы добраться из Украины в Хорватию или Италию, посетить в этих странах несколько туристических локаций и вернуться назад, понадобится заправить 70-литровый бак автомобиля (например, Тойота-Камри) максимум четыре раза. То есть расходы на горючее, чтобы добраться, скажем, до Пулы (1748 км из Киева) составят около 250-320 евро (в зависимости от расхода на каждые 100 км). Если в машине четыре туриста, то проезд для них будет стоить значительно дешевле, чем авиабилеты. Сегодня самый дешевый перелет, по данным поисковых систем, в Задар стоит 116 евро, в Дубровник - 160, в Пулу - 294 туда-обратно.
То есть семья из трех человек заплатила бы минимум 350 евро за авиапутешествие, из четырех - 465. А еще будут расходы на местную логистику, если хочешь побывать в достопримечательностях...
Как экономить в путешествиях
Все это не повод откладывать жизнь на завтра. Просто подходы к планированию своих поездок надо пересмотреть. “Вместо длительных поездок предпринимать вылазки в радиусе континента до 7 дней. Не стараться охватить все и комбинировать несколько мест/стран-назначения в маршруте, – советует она. – Дешевле сосредоточиться на одном регионе”. Определяться с направлением и маршрутом, вариантами авиаперелетов следует за 2-4 месяца до поездки (а то и за полгода). “Если покупаете авиабилеты за месяц до желаемой даты поездки, играете на руку авиакомпаниям”, – говорит Юлия Шкурко. И выигрываете, бронируя их на непопулярные дни и внесезонье. “Дешевле летать в середине недели, утром или поздно вечером, избегая полетов в понедельник, пятницу или воскресенье, – не планируйте поездки в разгар летних каникул в Европе или в период новогодних праздников в Юго-Восточной Азии”, – объясняет она. Если даты не позволяют быть гибкими, а планировать заранее не получается, при этом едете семьей и финансовая нагрузка ложится на одного человека, пакетный тур – лучший выход. В иных случаях следуйте правилам бюджетного путешественника:
- Не ведитесь на интернет-мифы: режим инкогнито не влияет на стоимость билетов, вторник не является идеальным днем для покупки (нет определенного дня недели или времени суток, когда продают самые дешевые билеты). Лучше подпишитесь на ресурсы, которые целенаправленно ищут выгодные тарифы (можно и самому, но это требует опыта, знаний и времени).
- Будьте гибкими с выбором направления: отталкивайтесь от того, куда в нужное вам время можно полететь дешево. Для этого удобно пользоваться Google flights, который продемонстрирует с максимальной точностью порядок цен на направления в нужном диапазоне дат).
- Сравнивайте результаты поисковых систем (нет единственной и постоянно актуальной). Наиболее эффективные на данный момент (по мнению профессиональных путешественников) Skyscanner и Momondo.
- Сравнивайте цены после изменения валют и языковых версий поисковых систем. Разница может быть существенной.
- Комбинируйте авиакомпании и стыковочные локации при построении авиамаршрутов.
- Используйте бонусные программы авакомпаний и банков: регистрируйте кредитные карты, совершайте покупки и накапливайте полётные мили.
- Если у вас компания из нескольких человек, проверяйте стоимость тарифа для одного и всей группы вместе. Чаще всего билет на одного будет стоить дешевле, чем на 2-3 пассажиров: одно место 60 евро, 2-3 – по 100 евро, а для 4 человек даже по 250. Тогда есть смысл пытаться бронировать билеты по одному одновременно с разных гаджетов.
Нам по карману Греция и Германия
Весь мир можно разделить на сегменты относительной доступности для украинца весной-летом текущего года. Все зависит от личного бюджета, ориентироваться Юлия Шкурко советует на такие цифры:
- До 100 евро на авиа + до 300 евро на логистику (размещение/досуг) – это страны Балтии, Польша, Венгрия, Германия, Турция. Увеличив бюджет на внутреннюю логистику до 500 евро, можно рассматривать также Грецию, Скандинавию, Великобританию.
- До 200 евро на авиа + до 500 евро на логистику – это поездка во Францию, Италию, Испанию, Португалию, Израиль, Марокко.
- До 500 евро на авиа + до 600-700 евро на логистику – можно захватить Азию, хотя лето для многих стран Юго-Восточной Азии не самая благоприятная пора. Можно планировать Дубай, Китай, Таиланд, Индию, Шри-Ланку, Индонезию (через Сингапур). Если увеличить бюджет на внутреннюю логистику, то и США.
- До 600 евро на авиа + от 800 евро на логистику – это уже стоимость путешествий в страны Южной Америки, Африки.
Татьяна Негода, Киев