100-летие Варшавской битвы – хороший повод для чествования в Польше деятелей УНР, вместе с которыми воевали против большевиков
Польская программа празднования 75-летия освобождения узников нацистского концлагеря Аушвиц-Биркенау в Освенциме имела более “человечное лицо”, чем аналогичное мероприятие в Иерусалиме за несколько дней до этого. В Израиле сделали ставку на политиков: там выступали несколько президентов, среди которых Владимир Путин, Эммануэль Макрон, Франк-Вальтер Штайнмайер. В Освенциме во время основных мероприятий из глав государств выступал только польский президент Анджей Дуда. Однако, как оказалось впоследствии, не он был главным спикером этого вечера. Но об этом позже.
“ИСТОРИЧЕСКОЕ” ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДУДЫ ЗЕЛЕНСКОМУ
Так получилось, что действующий президент Украины Владимир Зеленский уже во второй раз приезжает в Польшу и во второй раз – на крупное международное мероприятие исторического характера. Следовательно, по таким поводам проводятся двусторонние встречи на высшем уровне. Так было 31 августа – 1 сентября, когда Зеленский приезжал в Варшаву на 80-летие начала Второй мировой войны. Так было и 27 января в рамках 75-летия освобождения одного из самых трагических символов нацизма – комплекса концлагерей Аушвиц-Биркенау.
Перед официальным международным событием в музее-концлагере делегации Украины и Польши провели в Освенциме переговоры, по результатам которых Зеленский и Дуда сделали заявления для СМИ. Как и ожидалось, президенты сосредоточились на исторических вопросах, что не удивительно, учитывая обстоятельства, при которых проводилась встреча.
Так, в своем выступлении глава Украинского государства подчеркивал, что мир больше никогда не должен быть равнодушным и молчать, как в случае 1939 года, когда Польша осталась один на один с немецким агрессором. Он также напомнил, что каждый четвертый еврей из шести миллионов жертв Холокоста был из Украины.
Владимир Зеленский обратил внимание, что удалось “снизить градус эмоций” в двусторонних отношениях благодаря решению о разблокировании поисково-эксгумационных работ польских жертв в Украине. При этом президент Украины выразил надежду, что польская сторона займется вопросами разрушенных украинских мест памяти на юге Польши, в частности восстановлением легального надгробного памятника воинам УПА на горе Монастырь. Владимир Зеленский анонсировал, что в этом году оба президента планируют ряд совместных мероприятий, в том числе он надеется на визит в ближайшей перспективе Анджея Дуды в Украину.
Польский лидер немного приоткрыл завесу таинственности относительно возможных планов совместных мероприятий президентов в этом году. В частности, Дуда предложил Зеленскому вместе отметить 100-летие “чуда над Вислой” – победы польских войск совместно с армией УНР над большевистской армией Михаила Тухачевского в Варшавской битве в августе 1920 года.
Очевидно, что это – очень хорошая инициатива, которую Зеленский должен поддержать. Это – знаковая дата, одно из самых важных событий в Европе после завершения Первой мировой войны. В этой битве Вторая речь Посполитая фактически отстояла на тот момент свою независимость, сдерживая аппетиты российских большевиков распространять идеалы коммунизма на Восточную Европу. Стоит ожидать, что в контексте приближения этой даты Россия развернет пропагандистскую работу, чтобы преуменьшить ее значение и “перевести стрелки” на что-то другое, например, вновь обвинить поляков в бесчеловечном отношении к пленным красноармейцам в 1920-1921 годах. Можно не сомневаться, что под эту возможность россияне снова “откроют” свои архивы и рассекретят “соответствующие” документы, как это было недавно по случаю 75-летия освобождения Аущвиц-Биркенау.
В контексте празднования Варшавской битвы 1920 года очень уместным было бы встречное предложение украинской стороны: почтить украинских ведущих деятелей УНР, которые тогда воевали против большевиков и могилы которых обильно рассеяны по всей Польше. Очевидно, улицы, мемориальные доски или даже памятники в честь Симона Петлюры или генералов УНР Михаила Омельяновича-Павленко, Марка Безручко были бы очень актуальны к этой годовщине и стали бы дополнительными кирпичами в фундамент украинско-польского стратегического партнерства.
Во время брифинга Дуда заверил в политической поддержке Польшей Украины на международной арене, в частности в контексте восстановления территориальной целостности страны, а также поблагодарил Зеленского за участие в мемориальных мероприятиях в Аушвиц-Биркенау. В Варшаве не скрывают, что участие иностранных лидеров в этих мероприятиях для польского государства была очень важным, в частности в свете противостояния с Россией в вопросах истории. Участие президента Украины как единственного лидера из стран постсоветского пространства, не считая балтийских стран, было очень хорошо воспринято в Польше. Этот факт также должен положительно повлиять на характер двусторонних отношений между Киевом и Варшавой в этом году.
Достаточно позитивная атмосфера на брифинге Зеленского и Дуды чувствовалась особенно на фоне напряжения во время встречи со СМИ польского лидера с президентом Израиля Реувеном Ривлином, состоявшейся часом ранее. Во время нее Дуда в очередной раз подчеркнул, что не поехал в Израиль 23 января на годовщину освобождения Аушвиц-Биркенау из-за отказа предоставить ему там слово. Акцентируя внимание на том, что это мероприятие в Иерусалиме организовал близкий знакомый президента России Вячеслав Кантор, президент Польши выразил надежду, что израильская сторона поняла позицию польской. На это Ривлин лишь дипломатично заметил, что Израиль ожидает продолжения диалога с Польшей и пригласил Дуду на дальнейшие переговоры в Иерусалим.
ЗАВЕЩАНИЕ УЗНИКА АУШВИЦ-БИРКЕНАУ
На официальную церемонию освобождения концлагеря Аушвиц-Биркенау в Освенцим 27 января приехали официальные делегации из более чем 50 стран и международных организаций. Среди них - коронованные особы, президенты, премьер-министры многих стран, руководители международных организаций. Было среди них и более 200 живых свидетелей злодеяний нацистов – бывшие узники этих лагерей смерти.
Церемония проходила при въезде в концлагерь в специально построенном для гостей павильоне с видом на подсвеченную арку одного из корпусов и такими же подсвеченными железнодорожными путями, которые вели в концлагерь.
Во время своей речи президент Дуда акцентировал внимание на “исключительном преступлении в мировой истории, в котором ненависть, шовинизм, национализм, расизм и антисемитизм приобрели характер массового и организованного убийства людей”. Он также обратил внимание на современный контекст, подчеркнув, что фальсификация истории Второй мировой войны, отрицание геноцида и инструментальное использование тематики концлагеря Аушвиц для любых целей является осквернением памяти погибших. Очевидно, что здесь он имел в виду Россию, которая из пропагандистских побуждений сделала все возможное, чтобы организовать аналогичное мероприятие в Израиле.
Впрочем, главным действующим лицом этого вечера стал не он, а один из узников этого концлагеря, который выступил после Дуды – 93-летний польский журналист и историк еврейского происхождения Мариан Турский. Именно ему коронованные особы, президенты и премьеры аплодировали стоя.
В начале выступления бывший заключенный сразу отметил, что не будет акцентировать внимание на себе, двух “маршах смерти”, которые ему пришлось пережить, и максимальном истощении организма при весе 32 кг, а хочет говорить о современниках. Отметив, что, наверное, он не доживет до следующей круглой даты освобождения концлагеря, Турский обратился со своего рода завещанием к ровесникам своих детей и внуков. Спокойным тоном бывший заключенный отметил, что тема войны, Холокоста и концлагерей не интересует нынешнее поколение, поскольку, мол, прошло много времени и такое больше точно не произойдет. Но он предостерег, что точно так же он и его поколение во второй половине 1930-х годов были уверены, что ужасы Первой мировой войны уже никогда не повторятся. Следовательно, Турский отметил, что Аушвиц “не упал с неба” – и в этом банальном утверждении есть очень глубокий смысл.
По его словам, первые признаки будущих ужасов Холокоста 1940-х годов можно было увидеть уже в первых годах существования третьего рейха. Обращаясь к истории Германии первой половины 1930-х годов, бывший заключенный Аушвиц-Биркенау отметил, что все начиналось с банальных запретов евреям сидеть на отдельных скамейках в парках, петь в определенных самодеятельных коллективах, купаться в определенных бассейнах, покупать хлеб до 17 часов. Он добавил, что это было неудобно евреям, но как-то с этим можно было мириться. И немецкое общество – как евреи, так и те, кого это непосредственно не касалось, – привыкали к новым реалиям и к тому, что права каких-то групп могут ограничиваться. А с течением времени это уже даже не казалось странным или оскорбительным. А дальше немецкое общество, которому внушалось о “вставании с колен” после “Версальского стыда” (капитуляции Германии после Первой мировой войны) и в результате постепенного повышения стандартов жизни (больше выходных, право на отдых, высокий уровень личного комфорта) просто перестало реагировать на очевидное зло. И тогда, как подчеркнул Турский, власти третьего рейха уже могли позволить себе увеличение этого зла: запрет евреям на работу, выезд, а затем – высылка в гетто и концлагеря.
“Аушвиц приближался малыми шагами... Это произошло, и это может повториться где угодно на земле”, – подытожил бывший заключенный концлагеря.
Турский отметил, что люди в Европе живут по десяти заповедям, но в результате выше описанных событий появилась и одиннадцатая: “Не будь равнодушным”. Равнодушным ко лжи, манипуляциям, дискриминации, исключению нацменьшинств или других групп из нормальной жизни общества, исторической лжи и когда историю используют в современной политике.
“Не будьте равнодушными! В противном случае не успеете оглянуться, как на вас и ваших потомков какой-то Аушвиц вдруг упадет с неба”, – завершил свое выступление мужчина под бурные аплодисменты представителей официальных делегаций из многих стран мира.
Это выступление еще долго обсуждали в Польше в тот вечер и на следующий день. Одни сравнивали его по значимости со знаковым выступлением Папы Римского Иоанна Павла II в коммунистической Польше в 1979 году с ожиданием перемен. Другие наоборот – критиковали Турского за коммунистическое прошлое, видя в его словах критику действующей польской власти. Но в одном усомниться нельзя: никого это выступление не оставило равнодушным.
Эти слова не новы, не являются чьим-то очень оригинальным мнением. Это определенная квинтэссенция знаний того, как должен действовать нормальный человек в окружающем мире, который быстро меняется, особенно в последнее столетие.
Как никогда актуальны в этом контексте нетленные слова британского поэта эпохи барокко Джона Донна из его “Духовных стихов”: “...не спрашивай никогда, по ком звонит колокол: он звонит и по тебе”. Символично, что вторую жизнь им дал Эрнест Хемингуэй в 1940 году в одноименном романе “По ком звонит колокол” – как раз тогда, когда первые бетонные сваи вбивались нацистами на строительстве концлагеря Аушвиц-Биркенау.
Концлагерь в Освенциме сохранился в оригинальном виде с 40-х годов XX века, и является немым свидетелем страшного преступления, которое один человек может совершить против другого во имя каких-то болезненных идеалов или целей. Он - напоминание о том, что никогда не должно произойти. Но происходит до сих пор... Руанда 1994, Сребреница 1995... В определенном смысле – и Донбасс 2014, где под лживыми лозунгами о защите россиян и русскоязычных, украинцев преследовали и убивали на своей же территории пришельцы из соседней страны.
Об этой “одиннадцатой заповеди” следует сегодня помнить в Европе и вообще во всем мире. В противном случае – “колокол снова где-то зазвонит”.
Юрий Банахевич, Освенцим–Варшава