Реконструкция многострадального Шулявского путепровода затягивается из-за саботажа. Кто же тот пакостник, задерживающий его достройку?
Треть времени, отведенного на реконструкцию уставшего Шулявского моста в Киеве - сверхважной развязки между несколькими ключевыми транспортными магистралями в центральной части столицы, уже истекла. Старый мост разрушен, а до нового, судя по всему, еще долго. Оказывается, существует форс-мажор непреодолимой силы - 5-й цех бывшего завода Большевик, который нужно снести, чтобы построить запланированный проектом съезд с моста. Однако вопрос его сноса крепко завис в высоких кабинетах. Киевский городской председатель Виталий Кличко готов уже обратиться к президенту Владимиру Зеленскому, чтобы тот помог дать кому нужно волшебного пенделя.
Напомним, что реконструкция Шулявского моста, после того, как он рухнул в феврале 2017 года, стала едва ли не самым ожидаемым событием столицы (ну, конечно, после строительства метро на Троещину!). За самим путепроводом за это время даже закрепилось несколько мемов - его прозвали и «уставшим мостом», и «мостом позора». Эта история стала настолько знаменита, что с началом строительства у Шулявского моста даже появилась своя страница в Instagram. И если сначала реакция киевлян на сообщения о ходе работ была вполне дружественной, то в последнее время, когда стало известно о проблемах со строительством, риторика комментариев сменилась на недовольство. Поэтому Укринформ выяснял, как развивается ситуация вокруг строительства нового путепровода.
Мост, отдыхающий по графику
Строительство Шулявского моста началось в середине марта этого года. (О том, что тендер на ремонт моста был проведен с нарушениями, уже писали “Схемы”, поэтому мы не будем отдельно на этом останавливаться). По словам мэра Киева, работы на мосту идут по графику, а согласно ему, до сентября планируется смонтировать основную конструкцию моста, а уже в декабре запустить транспорт.
О том, как продвигаются работы, 3 августа рассказал на личной фейсбук-странице директор Дирекции строительства дорожно-транспортных сооружений Киева Михаил Харн: Сейчас перевезены и подготовлены к установке в проектное положение прогоны 3-4 и 4-5. На стапелях укрупняются металлоконструкции пролетов 2-3 нового путепровода. Завершены работы по устройству буронабивных свай и выполняется сооружение опор нового путепровода. Опоры 1, 3, 4, 5 готовы полностью, опоры 2 и 6 готовы на 75%, опора 0 - 90%. Начаты подготовительные работы по реконструкции подземного перехода через проспект Победы.
Корреспонденты Укринформа побывали на строительной площадке, чтобы воочию увидеть, как идет строительство. Словом, обстановка на стройке, которую мы увидели, довольно типичная для наших реалий: никакой спешки, отдельные группки строителей, преимущественно на перекурах... Разве что несколько сварщиков были замечены за работой.
Но при этом три из пяти фрагментов моста уже готовы: два соединены и установлены на постоянных подпорках со стороны метро, другой - через дорогу, пока на временных. На металлической конструкции фрагмента моста замечаем надпись от производителя: Сделано в городе Николаеве». Помнится, что председатель совета директоров Укрстроя (исполнителя работ. - Ред.) Юрий Пелех во время инспектирования 13 июня уверял, что мост выдержит любые нагрузки и простоит больше 100 лет, если ему вовремя делать профилактику. Что ж, несмотря на масштабную конструкцию, надеемся, что так и будет, а мост избавится от статуса уставшего.
Напомним, согласно проекту, который был выбран на заседании Градостроительного совета Киева среди десятка других, будущая двухуровневая развязка должна быть в форме неполного листа клевера (мост с тремя съездами). В результате реконструкции пропускная способность путепровода, который будет иметь длину в 158 м и шесть полос, увеличится на 20%. Сам мост изготовят из специального металлического сплава, покрытого антикоррозийным покрытием. Общая стоимость реконструкции составляет 830 120 000 грн. Но в последнее время появляется все больше сомнений в том, что мост построят вовремя и в размере, предусмотренном проектом ...
Таинственный цех как камень преткновения
Дело в том, что согласно проекту, строительство моста предусматривает снос пятого цеха завода Большевик (новое название - АО Первый киевский машиностроительный завод»), расположенного как раз на углу проспекта Победы и улицы Александра Довженко, напротив станции метро Шулявская. Раньше там был литейный цех (в соседнем с ним цехе, на месте которого сейчас работает ТЦ Космополит, как известно, собирали знаменитую ракету Сатана). Теперь на его месте планируется разместить один из съездов нового моста. Но, оказывается, киевская администрация до сих пор не получила разрешение на снос цеха от Фонда госимущества, которому принадлежит 100% акций Первого киевского машиностроительного завода.
В конце июля мэр Виталий Кличко, информируя общество, заявил, что все работы идут по графику, но должен признать: Есть только один ключевой вызов - вопрос со сносом 5-го цеха. Убежден, что работы затягиваются там намеренно... Придется, видимо, обращаться к президенту с этим вопросом, - заявил Виталий Кличко на брифинге, который состоялся 26 июля. Позже, в комментарии 112 каналу он говорил, что если цех не смогут снести, то работы по реконструкции моста все равно не будут остановлены, просто откажутся от съезда с проспекта Победы в направлении Индустриального моста.
Интересно, что огромное помещение цеха, который не работает уже десятки лет, удобно обжил огромный магазин секонд-хенда Euro style shop (по неофициальной информации в СМИ, по состоянию на 2015 год владельцем этого секонд-хенда вроде был крестник бывшего заместителя гендиректора завода Сергея Бондарчука).
Корреспонденты Укринформа, побывав на месте, не заметили в магазине какой-либо подготовки к переселению - торговля идет в штатном режиме, и, судя по заполненнымх товаром стоек с тысячами вешалок, в ближайшее время магазин никуда не собирается выезжать.
Это же подтверждается и объявлением на сайте завода от 31 мая 2019 г. о проведении нового конкурса на аренду его помещений. В перечне для аренды значится и 5-й цех площадью 4500 кв.м. Примечательно, что сообщения о факторе 5-го цеха появились в СМИ еще в апреле. Об этом говорил в комментарии столичном интернет-изданию “Большой Киев” директор компании «Северо-украинский строительный альянс», которая выиграла тендер на строительство моста, Андрей Якусевич. Он объяснял невозможность сноса цеха целостностью имущественного комплекса, находящегося в государственной собственности. Тогда же старший юрист консультант Большевика Николай Гармаш рассказывал, что никаких указаний о сносе какой-либо части имущественного комплекса руководству завода не поступало.
Укринформ пытался связаться с руководителем завода Романом Белоскурским (который по информации СМИ, до назначения находился в государственном розыске за присвоение бюджетных средств), но нам два дня подряд отвечали, что его как бы нет на месте.
В Фонде госимущества раньше отказывались комментировать ситуацию со сносом цеха завода, ссылаясь на то, что это объект стратегического значения. Что ж, Укринформ отправил информационный запрос и в Фонд госимущества с вопросами о судьбе цеха. А пока ситуация для киевлян, которые ежедневно ездят по этому направлению, выглядит не слишком обнадеживающе. Похоже, что столичная власть, приняв проект, не позаботились заранее о том, как согласовать строительство моста с законодательством и правообладателями стратегических объектов.
Жилая застройка вместо дорожной инфраструктуры - и такое бывает
Ну, а пока госчиновники молчат, Укринформ обратился к неофициальным источникам. Мы спросили у независимого столичного обозревателя Павла Авдокушина, который отслеживает на своем ютуб-канале ход строительства стратегических объектов Киева, что ему известно о препятствиях при строительстве Шулявского моста.
Строители готовы к сносу, как только будет на то «добро»! Если бы снос был возможен раньше, то это бы ускорило, упростило и удешевило строительство. Пока идет первая очередь строительства - после его завершения запуск движения состоится непосредственно без боковых съездов / заездов. Потом сразу начнется модернизация старых съездов, и уже в конце, возможно, начнут строительство нового заезда, если цех все же позволят снести. Планируется оставить технологические заделы на новый съезд, но пока они будут упираться в стену завода. Как мне говорили строители, на самом деле даже не нужно весь цех убирать. Достаточно освободить место около 30 метров вдоль будущего моста. Но это все информация неофициальная, на уровне слухов, - рассказывает индустриальный блогер.
Автор альтернативного проекта Шулявского путепровода, инженер Виктор Петрук в разговоре с корреспондентом Укринформа замечает, что Фонд госимущества неоднократно отвечал на запросы городской администрации о невозможности отчуждения этого цеха. Последний раз об этом говорилось в июле прошлого года. Поэтому мы со своей командой приняли тогда решение изменить проект, вернувшись к идее трехуровневой развязки, которая вообще не требовала сноса цеха , - рассказывает инженер.
По его словам, проблема со сносом цеха заключается в том, что завод является целостным имущественным комплексом. Это стратегическое предприятие, на котором до сих пор производят оружие, в частности, точат стволы к определенным видам орудий. И хотя непосредственно в пятом цехе такие работы не ведутся, но он входит в целостно-имущественный комплекс завода, входящего в перечень госпредприятий, не подлежащих приватизации. При этом комплекс внесен в уставной капитал акционерного общества, которым является завод. То есть нельзя на безвозмездной основе изъять из уставного капитала АО любое имущество, независимо от того, кому принадлежит контрольный или полный пакет акций. Для того, чтобы выделить даже один цех, надо сначала удалить весь завод из перечня государственного имущества, не подлежащего приватизации, - отмечает Виктор Петрук.
Однако эксперт обращает внимание на еще одну проблему, которую приоткрыло строительство моста. Он говорит, что Институт генплана Киева, который разрабатывал детальный план территории, подал информацию, согласно которой земля под заводом Большевик сменила целевое назначение - с промышленной на территорию общественной и жилой застройки! Поэтому инженер предполагает, что снос цеха завода приберегают не для строительства дорожной развязки, а для очередных жилых высоток, так место очень лакомое - совсем рядом с метро.
Транспортные узлы остаются узловатыми
В целом у Виктора Петрука есть несколько замечаний к нынешнему проекту моста. Новая развязка почти не решает существующих проблем, а практически восстанавливает схему старой. Остаются нерешенными два левых поворота - с Дорогожичей в центр и из центра на Чоколовку. Одновременно остаются нерешенными три разворота из четырех, а также правый поворот с Чоколовки на Святошино, и исчезает правый поворот со Святошино на Чоколовку, который существовал ранее, поскольку теперь он пойдет через улицы Гарматную и Выборгскую, - критикует инженер.
Он объясняет, что из-за недоразвязанных направлений на мосту, автомобили проходят лишнее расстояние, в поисках необходимых поворотов на соседних транспортных узлах, соответственно, перегружая их.
«Наш проект трехуровневой развязки, которая решала все эти проблемы, стоил 756 млн гривень. Тот, что сейчас реализуется, формально стоит 830 млн. Но мне известно, что сейчас происходит корректировка проекта, и Максим Микитась (столичный застройщик и депутат, с которым связывают победителя тендера на проведение строительства. - Авт.) должен подписать договор на увеличение сметы еще на 300 млн грн, и это без учета стоимости изъятия пятого цеха. А это дополнительно еще 450-500 миллионов гривень. То есть в итоге развязка обойдется в 1,5 млрд гривень», - утверждает Виктор Петрук.
Что ж, эпопея с Шулявским мостом, похоже, не скоро дождется своей развязки. Город снова может оказаться в заложниках у чиновников, которые, реализуя важнейший инфраструктурный проект, не позаботились заранее о все необходимые организационных моментах, и дельцов, которые на на этой неорганизованности хорошо зарабатывают.
Юлия Горбань, Киев
Фото: Геннадий Минченко / Укринформ