В команде президента решительно настроены отнять хотя бы часть полномочий у столичного градоначальника. Кличко говорит: без боя не сдастся
Пользуясь огромным кредитом доверия к новоизбранному главе государства, окружение Владимира Зеленского, естественно, спешит сконцентрировать в своих руках максимум властных полномочий - во всех сферах и на всех уровнях. Как не раз говорил президент, политическая воля для этого есть. С правовыми основаниями - несколько сложнее. Укринформ уже писал о вероятных вариантах обоснования решения о проведении в Украине досрочных местных выборов, которое, по данным информированных источников, готовят юристы президентского Офиса. Впрочем, процесс смены власти путем выборов - даже если во внутренней дискуссии в ЗеКоманде возобладают сторонники педалирования темы и проведения их уже в этом году, а не весной 2020-го, - требует времени. Окружению же главы государства, вероятно, не терпится взять полный контроль над страной как можно скорее. И своеобразным плацдармом для этого, похоже, выбрали Киев. Для начала в общественный дискурс вбросили идею разделения полномочий городского головы столицы и главы горгосадминистрации ...
Кому-то - хочется. Но закон - колется ...
В экспертной среде такое предложение восприняли довольно критично. Вот, например, что пишет в Фейсбук глава Центра политических исследований и аналитики Эйдос Виктор Таран:
За что война? Думаете, за расширение прав киевской общины или чтобы предоставить дополнительные гарантии для местного самоуправления в столице? Нет. Самая главная причина - Киев лакомый кусок (...). Только бюджет столицы составляет почти 55 миллиардов гривен. И это без учета деятельности коммунальных предприятий, земельных ресурсов и коммунальной собственности... , - считает эксперт.
Как показывает анализ социальных сетей, неоднозначно к идее разделения властных полномочий в здании на Крещатике, 36 относятся и киевляне, которые большинством голосов во втором туре президентских выборов поддержали Зеленского, а на выборах парламентских почти безальтернативно отдали все без исключения столичные округа представителям (в том числе и малоизвестным) его политсилы. При этом заверениям спикеров президентского Офиса в том, что соответствующие решения хотят принять лишь во благо столичной территориальной общины и для личного счастья каждого киевлянина, люди, похоже, уже не воспринимают с таким энтузиазмом, как прежде подхватывали большинство предвыборных лозунгов слугонародовцев.
Очень сомневаюсь, что реальная цель продиктована желанием защитить киевлян, и борьбой с коррупцией. Пусть начнут с Кривого Рога, там реально картина плачевная”, – пишет одна из киевлянок на Фейсбук-странице Укринформа.
Но другой пользователь ей возражает: Давно пора (принять соответствующее решение - ред.). А почему вы его так защищаете? Неужели Кличко откатами с вами делится?... И подобных перепалок в мировой паутине немало.
При этом эксперты, а за ними и обычные пользователи в качестве главного аргумента против посягательств на полномочия Виталия Кличко вспоминают решение Конституционного суда Украины №21-рп/2003, согласно которому Киевскую городскую государственную администрацию должно возглавлять только лицо, избранное Киевским городским головой, которое президентом Украины назначается председателем Киевской городской государственной администрации. Как председатель Киевской городской государственной администрации Киевский городской председатель по вопросам осуществления исполнительной власти ответствен перед Президентом Украины и Кабинетом Министров Украины, подотчетным и подконтрольным Кабинету Министров Украины. (Пункт 1.2. Решение Конституционного суда Украины). Таким образом Суд прокомментировал особенности применения положений статьи 13 Закона Украины О столице Украины - городе-герое Киеве.
Кличко готовится к поединкам на судебных рингах
Именно с этих аргументов в пятницу и начал свою пресс-конференцию столичный мэр Виталий Кличко. Разделение должностей и введение в столице двоевластия он назвал антиконституционным. И напомнил, что в свое время к подобному жонглированию законом прибег президент-беглец Виктор Янукович. И ничего хорошего ни Киеву, ни стране такое решение не принесло. Напомним, в 2010-м Янукович отстранил от исполнения обязанностей тогдашнего киевского мэра Леонида Черновецкого и назначил руководителем КГГА Александра Попова, который фактически стал единолично управлять городом. Обосновать такой ход регионалам удалось, продавив через парламент изменения в упомянутый уже Закон о столице. Именно на эти положения, похоже, рассчитывает и окружение нынешнего президента, затевая новый раунд разделения властей в Киеве.
Поэтому в среду из Офиса президента в Кабинет министров поступило письмо с поручением подготовить представление об освобождении Виталия Кличко с должности председателя Киевской горгосадминистрации. Ведь, как говорится, по закону, все главы местных администраций освобождаются после избрания нового президента. Юристы ОПУ считают, что это положение должно касаться и руководителя столицы - по крайней мере, в части полномочий, делегированных ему не территориальной общиной, а государством.
В то же время в упомянутом уже постановлении Конституционного суда от 2003 года содержится ссылка на выводы специалистов Национальной академии государственного управления при Президенте Украины, Межрегиональной академии управления персоналом (МАУП), Университета экономики и права КРОК по затронутым в соответствующих конституционных представлениях вопросам. Эксперты напоминают, что Конституция Украины (254к / 96-ВР) и Закон Украины О местных государственных администрациях (586-14) определяют, в частности, Киевскую городскую государственную администрацию как местный орган исполнительной власти, однако ее конституционно-правовой статус существенно отличается от конституционно-правового статуса областных и районных государственных администраций.
Далее - цитата из судебного заключения: По мнению специалистов упомянутых учреждений, должность председателя Киевской городской государственной администрации (исполнительного органа Киевского городского совета) может занимать исключительно лицо, избранное Киевским городским головой. Киевский городской голова осуществляет отдельные функции исполнительной власти в городе Киеве именно как Киевский городской голова. Поэтому председателя Киевской государственной администрации ученые считают выборным должностным лицом местного самоуправления, статус которого определяется Законом Украины О службе в органах местного самоуправления (2493-14).
Сторонники Кличко и многие независимые юристы настаивают: несмотря на внесение в 2010 году изменений в Закон о столице, соответствующие разъяснения КСУ актуальны и сейчас. Президент не может назначить кого-то другого, кроме мэра, председателем КГГА - это прямое нарушение конституционных норм. Это незаконно, такие шаги делал Янукович, крутил законами не хотел, – сказал в комментарии Главкому юрист-конституционалист Юрий Ключковский.
Далее – перетягивание “юридических канатов”
Итак, позиции сторонников и противников распределения властных полномочий в Киеве противоположны. При этом и те, и другие апеллируют к букве Закона. Поэтому шансы на то, что соответствующее дело в итоге снова может поступить на рассмотрение толкователей Конституции, довольно высоки. По крайней мере, иски по этому поводу в суды низших инстанций могут появиться уже через неделю-другую. Как сообщил премьер Владимир Гройсман, на следующее правительственное заседание (предварительно назначенное на 31 июля) он обязательно внесет представление президента об увольнении Кличко с должности главы КГГА. Глава правительства, правда, не спрогнозировал, примут или нет, по его мнению, соответствующее решение. И все же, похоже, в Кабинете министров согласны именно с доводами ОПУ и считают, что должность председателя КГГА, несмотря на особый статус столицы, в части увольнения и назначения ничем не отличается от подобных должностей в других регионах и населенных пунктах страны.
Мы получили запрос от президента на согласование (представление на увольнение. - Ред.). Вы знаете, что согласно Конституции председатели городских государственных администраций слагают свои полномочия перед новоизбранным Президентом Украины. То есть, абсолютно логичная происходит история, и по многим губернаторам, председателям областных государственных администраций решения приняты. Так или иначе он (Кличко. - Ред.) сложит свои полномочия перед Президентом. Далее вопрос назначения, а вот назначит ли Президент Кличко или не назначит, я не могу сказать, я на эту тему с Президентом не разговаривал, - рассказал Гройсман.
Зато Виталий Кличко обещает отстаивать свои права и интересы киевлян иметь у власти человека, которому они демократическим способом делегировали эти полномочия. Речь идет, по его словам, исключительно о правовом способе защиты - через суды. Ведь если у кого-то есть намерения быть киевским городским головой, это решается исключительно в правовом поле - через участие в выборах, - подчеркнул столичный градоначальник. При этом Кличко ушел от прямого ответа на вопрос журналистов о том, предлагали ли ему, так сказать, «полюбовно» решить конфликт - добровольно отказаться от должности в обмен, например, на какие-то преференции или обещания «не трогать». У Виталия Владимировича, по его словам, было несколько встреч с главой Офиса президента Андреем Богданом, а также дважды он встречался с самим Зеленским. И речь шла, в основном, о ключевых вызовах, стоящих не только перед Киевом, но и перед всей страной. В частности, о динамике реализации реформ и борьбе с коррупцией.
Высказался Кличко и о кампании по его дискредитации, к которой, мол, причастны соратники Януковича. В этой связи столичный голова сообщил, что вместе с братом Владимиром, который тоже стал жертвой клеветы, подал в суд на телеканал 1+1 и его руководителя Александра Ткаченко - одного, как известно, из главных претендентов на должность председателя КГГА. (По данным источников в партии Слуга народа, в окружении президента обсуждают две кандидатуры на эту должность: гендиректора холдинга 1+1 media Ткаченко, который идет в ВР по списку партии под №9 и бизнесмена Андрея Холодова - №22 в избирательном список президентской политсилы).
Не воспринимает Виталий Кличко и идеи проведения в этом году досрочных местных выборов. Избирательная кампания - это турбулентность, это популизм. И это означает, что все городские советы не будут готовиться к новому отопительному сезону, не будут готовиться к 1 сентября, а будут заниматься только подготовкой к выборам.
Что касается истории с распределением властных полномочий в столице, то она несомненно будет иметь продолжение - и на следующей неделе, когда правительство будет рассматривать президентское представление, и уже в первые дни работы новой Верховной Рады - ведь для того, чтобы сохранить юридическую чистоту вероятных решений, парламент должен внести (а фактически нет сомнений, что внесет) законодательные изменения о распределении полномочий столичного городского головы и руководителя Киевской горадминистрации. Далее - и вероятные судебные иски, и возможное конституционное представление и т.п. Словом, в Украине, похоже, нашли еще один спорный вопрос, которое будет отвлекать внимание общества от тарифов, борьбы с коррупцией, законов об отмене депутатской неприкосновенности и президентский импичмент и других пока не выполненных нашими политиками обещаний.
Владислав Обух, Киев