Крест на коалиции должно стать предохранителем от досрочного роспуска ВР. Как это скажется на дееспособности властных институтов и действительно ли спасет парламент?
Фракция Народный фронт объявила о выходе из парламентского большинства. Итак, коалиции Европейская Украина в Верховной Раде 8-го созыва уже не существует. Об этом после обнародования заявления фракции официально объявил глава парламента Андрей Парубий. И теперь, в соответствии с положениями части седьмой статьи 83 Конституции Украины, в течение месяца должна быть сформирована новая коалиция. Для этого Парубий попросил представителей всех фракций и групп начать соответствующие консультации. Впрочем, в успешность таких переговоров мало кто верит. То есть, вариант продолжения работы спасенного парламента без создания коалиции вполне реален. Сможет ли при таких обстоятельствах высший законодательный орган страны эффективно выполнять свои функции? Или только станет площадкой для предвыборной борьбы - уже в расчете на попадание различных политсил и политиков в Верховную Раду 9-го созыва?
О действенности противоядия от досрочных выборов. И о том, есть ли противоядие от противоядия
О выходе Народного фронта и, как следствие - прекращении деятельности парламентской коалиции - объявил председатель фракции Максим Бурбак. Решение об этом (как сообщается, единогласно) приняли на заседании фракции при участии лидера политсилы Арсения Яценюка. Обнародовав с парламентской трибуны соответствующее постановление, Бурбак был красноречив, пояснив: новые обстоятельства требуют максимальной консолидации сил. Новый президент, новый парламент, новая коалиция. Ведь старая выполнила свою задачу. И теперь надо привлечь все силы государственников и новоизбранного президента для формирования успешной страны. То есть, никаких обвинений или демаршей... Впрочем, и политическим экспертам и журналистам, и большинству простых украинцев понятно: главная цель ответного шага - не формирование новой коалиции под будущего президента, а защита Верховной Рады от возможного решения о ее роспуске и объявлении досрочных выборов. О возможных (прежде всего, отрицательных) последствиях такого шага Укринформ уже писал.
Напомним, согласно Конституции, президент не может распустить Верховную Раду в последние 6 месяцев ее полномочий. С учетом того, что нынешние парламентарии приняли присягу 27 ноября 2014 года, последний возможный срок для роспуска ВР - 27 мая. Но даже если датой начала полномочий парламента 8-го созыва считать день проведения первого пленарного заседания (на чем настаивают некоторые юристы из окружения Зеленского), то отсчитывать шесть спасительных месяцев надо с 14 июня. А по формульным расчетам, отталкиваясь от даты голосования на предыдущих выборах (26 октября 2014 года), вообще речь идет о 16 июня. Но тактический ход, связанный с объявлением о прекращении деятельности коалиции именно 17 мая, позволит избежать неожиданностей даже при такой трактовке. Ведь, по закону, после объявления о прекращении деятельности коалиции президент не сможет распустить парламент на основании ее отсутствия по крайней мере в течение 30 дней, отведенные для формирования нового большинства.
Логичным и полностью оправданным называет шаг, сделанный в пятницу депутатами от Народного фронта, директор Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала. Главное, что противостояние вокруг досрочного прекращения полномочий Верховной Рады удалось поставить на паузу . Теперь будем следить, кто и как этой паузой воспользуется. При этом считаю, что, независимо от того, как это решение воспринимается командой Зеленского, именно оно (при прагматичном подходе) может стать катализатором для начала сотрудничества новоизбранного президента с парламентом восьмого созыва, - отмечает политолог.
Кстати, советник Владимира Зеленского Дмитрий Разумков в пятницу отметил: команда новоизбранного президента надеется на слаженную и эффективную работу ВР до осенних выборов. Впрочем, подчеркнул, что давать юридическую оценку распада парламентского большинства не уполномочен. Хотя лично убежден: коалиции в украинском парламенте нет уже три года - с тех пор, которые ее оставили фракции Самопомощи, Батькивщины и Радикальной партии Олега Ляшко.
Итак, несмотря на новые осложнения, общая настроенность команды новоизбранного президента на роспуск действующей ВР сохраняется. Так что попытки сломать хребет нынешнему составу парламента, по прогнозам экспертов, будут продолжаться. Конечно же, под лозунгами замены народных избранников, которым народ не доверяет, - ради блага того же народа. Но на самом деле за такими попытками стоят, преимущественно личные амбиции и интересы политиков.
“Понятно, что многие депутаты (и люди, которые только мечтают о депутатстве) ориентируются на нынешний рейтинг Владимира Зеленского и мечтают о том, как на его плечах прорвутся в следующий состав парламента, - комментирует политический эксперт Николай Давидюк. - В то же время не стоит забывать, что хотя рейтинг поддержки Зеленского на выборах и был рекордно высоким, но только в процентном отношении к общему числу участников голосования. А по абсолютному количеству избирателей, поддержавших кандидата (13 миллионов), это - один из худших показателей в отечественной истории. Меньше было только у Януковича (12 миллионов). Кравчука на выборах поддержали 19 миллионов украинцев, Ющенко - 15, Кучму 14 и 16 (на двух выборах). Поэтому мечты некоторых народных избранников о том, что Зеленский приведет их в новый парламент (так давайте нынешний состав поскорее распустим), довольно обманчивы, - говорит политолог. При этом Давидюк не исключает, что даже осознавая это, многие попытаются рискнуть. Хотя уже сейчас понятно: внутри парламента камикадзе - сторонников досрочных выборов немного. И даже если после инаугурации новый президент начнет активно давить на народных избранников, агитируя сдаться и добровольно распустить ВР, возможность воплощения такого сценария близка к нулю.
Поэтому выход для сторонников идеи досрочных выборов - поиск юридических лазеек, позволяющих обойти или правильно трактовать закон. В частности, по некоторым данным, в ближайшие дни может быть принято решение скандального Окружного административного суда Киева, которым признают отсутствие коалиции в парламенте не с 17 мая, когда Андрей Парубий объявил об этом официально, а по состоянию на начало марта. Потому что тогда суд в рамках рассмотрения другого дела (о правомерности пребывания Ульяны Супрун в должности и.о. министра здравоохранения) частично удовлетворил ходатайство истца Андрея Деркача об истребовании в аппарате ВР документов о поименном составе парламентской коалиции. Теперь суд может отдельным решением установить факт отсутствия коалиции, предоставив соответствующие разъяснения. Именно эти трактовки якобы и позволят будущему президенту сразу после инаугурации издать указ о роспуске Верховной Рады. Но и здесь есть свое но: антикоалиционных решение админсуда может быть (и в случае появления - несомненно, будет) обжаловано в апелляционной инстанции. Таким образом, спор затянется на неопределенный срок. Поэтому проведение досрочных выборов станет уже ненужным. Иначе это придется делать даже позже плановой даты очередного голосования.
Однако, как считает политический эксперт Олег Петровец, Владимир Зеленский может объявить о роспуске ВР и не дождавшись упомянутого судебного решения, мотивируя это тем, что Народный фронт сманипулировал и вышел из коалиции, которой и без того давно не существует. Более того, президент не обязан доказывать факт отсутствия коалиции. Для досрочного прекращения полномочий парламента достаточно просто соответствующего указа. А дальше, как говорится, пусть хоть суды тянутся, пусть хотья мир развалится... , - считает эксперт. Впрочем, и тут есть контраргумент: попытка ломать парламент через колено может существенно повредить Зеленскому. Ведь Украина - не Россия и не Венесуэла: такие номера у нас не пройдут...
О том, как будет работать ВР без коалиции, и как избежать вакуума во власти
Следовательно, вероятность того, что Верховная Рада 8-го созыва полностью отработает отведенный ей законом срок, возрастает. Но как работать парламентариям? Не будут ли ближайшие месяцы потеряны для законотворчества? Ведь и представители действующей, и счастливчики от новой власти не раз заявляли: от парламента уже к осени ждут ряда важных и даже судьбоносных для страны решений. Об этом напомнил в пятницу и Максим Бурбак: Парламент вместе с президентом должен внести изменения в Конституцию о сокращении количества депутатов Верховной Рады, одновременном снятии иммунитета с президента, депутатов и судей, о четком распределении ответственности между ветвями власти, ликвидации государственных обладминистраций, завершении процесса децентрализации, принятии нового закона о народном волеизъявлении, закона о референдуме всех уровней, введении института импичмента.... И этот перечень можно продолжить.
Как прогнозирует политолог Виталий Бала, если новый президент откажется от конфронтации, парламент не будет блокировать кадровые назначения по квоте главы государства. Если же Зеленский захочет продолжить политическую войну, никакие его инициативы через Верховную Раду не пройдут. И о нормальной работе парламентариев можно будет забыть - они сосредоточатся исключительно на подготовке к выборам. Не добавит такая ситуация эффективности и команде главы государства. Ведь работать будут все, лишь пытаясь через суды доказывать - есть или нет законных основания для объявления досрочных выборов, - говорит эксперт. В то же время он напоминает, что президент заинтересован в принятии ряда документов, о важности которых говорил еще в ходе избирательной кампании: новый избирательный кодекс, закон об импичменте... Также можно принять некоторые непопулярные, но необходимые для реформирования страны решения, чтобы не перекладывать ответственность и возможный негатив на следующую Верховную Раду.
Что касается перспектив создания новой коалиции в действующем парламенте, то, по мнению экспертов, их немного. Теоретически это может произойти, но вопрос - зачем? Осталось полгода. Попытки могут быть, другое дело - кто будет создавать? Могут две крупнейшие фракции, но надо еще найти дополнительные голоса, - считает политолог Владимир Фесенко.
Хотя формально парламентские политсилы заявляют о готовности к очередной коалициаде. Скажем, по словам заместителя председателя фракции БПП Ирины Луценко, фракция готова принять участие в создании новой коалиции - при условии продолжения курса, который коалиция воплощала раньше. Не против переговоров с другими политсилами о новом большинстве и Батькивщина, - заверил замглавы партии Сергей Власенко. Если в парламенте найдутся политические силы, которые готовы по крайней мере стратегически разделить взгляды Батькивщины, мы готовы обсуждать с ними дальнейшее сотрудничество. Если таких людей найдется 226, мы готовы говорить о создании коалиции, - сказал он. А вот в парламентской фракции Самопомощь заявили: участвовать в формировании новой коалиции в Верховной Раде 8-го созыва не будут. Директор Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала напоминает и об идее формирования новой коалиции из депутатов-мажоритарщиков, которые якобы будут лояльны к президенту. Но это противоречит законодательству (коалицию можно создать только на основе парламентских фракций).
Думаю, в течение отведенного для переговоров месяца серьезные политики должны заказать социсследования, чтобы в фокус-группах определить, стоит ли в нынешних обстоятельствах влезать в работу Кабинета министров. И только тогда можно создавать коалицию. Ведь мало кого интересует перспектива три или четыре месяца побыть премьером или министром. Сложно спрогнозировать, кто захочет стать главой правительства и взять на себя весь возможный негатив. И наоборот - кто может рассчитывать на то, что проявит себя и заработает для своей политсилы предвыборные дивиденды, - отмечает эксперт. Итак, шансов договориться о новой коалиции, по выводам Балы, немного.
Впрочем, напомним, по-прежнему, несмотря на существование коалиции (о необходимости подтверждения которой подписями парламентариев уже давно спорили), успешность голосований во многих случаях обеспечивалась не единодушием коалициантов, а поиском ситуативного большинства для поддержки тех или иных законов. Очевидно, на такую консолидацию придется рассчитывать и в случае успешности нынешней попытки обезопасить ВР от роспуска.
О работе правительства и о том, как она зависит от сценария коалициады
На работе исполнительной власти такая ситуация не отразится. Ведь, по закону, при прекращении деятельности коалиции, действующее правительство должно работать или до создания новой, или, что вероятнее, - до формирования большинства уже в следующем составе парламента. Новый Кабинет министров назначается только в случае создания новой коалиции. Если же сформировать большинство не удастся, полномочия правительства истекут только после выборов и объявления о создании парламентской коалиции в составе новой ВР. Ранее возможен только вариант добровольной отставки. Но премьер Владимир Гройсман такую вероятность отвергает. Он не считает целесообразным, чтобы члены правительства подавали в отставку в связи с прекращением деятельности коалиции. Об этом он сказал во время Часа вопросов к правительству в Верховной Раде. При этом Гройсман подчеркнул, что Кабмин продолжает исполнять свои обязанности в полном объеме. И я считаю, что это абсолютно логично, особенно за пять месяцев до очередных выборов, - добавил премьер-министр.
Впрочем, по мнению некоторых экспертов, отдельные чиновники могут написать заявления об отставке - чтобы, например, показать лояльность старой или новой власти или сосредоточиться на своих предвыборных проектах. Но при этом вероятность того, что ВР такие отставки поддержит, невысока. А если и поддержит, то существенно на работе правительственной команды это не скажется - несколько месяцев возглавлять те или иные ведомства могут и люди со статусом и.о. Тем более, что для правительства Владимира Гройсмана это - обычная практика.
Владислав Обух, Киев