Рада таки не предала украинский язык. Следующие реперные точки - голосование за отставку спикера и возможный роспуск парламента
Несмотря на ряд пессимистических прогнозов, в частности, сомнение в возможности аккумулировать достаточное число голосов, высказанное народным депутатом Игорем Поповым, Верховная Рада в четверг приняла резонансный Закон “Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного. Более чем убедительно. 278 голосов - за. Напомним, в первом чтении (4 октября 2018 г.) документ поддержал 261 народный избранник. Прирост, казалось бы, незначительный. Но не стоит забывать о, так сказать, сложности момента - общеполитический фон, на котором фактически два месяца длилось рассмотрение поправок к документу и проходило само голосование. Риск провала законопроекта был действительно высоким. Ведь, даже бегло проанализировав новости последних дней, убеждаемся, как быстро в период между двумя президентами подняли головы те, кому все украинское - как кость в горле! Поэтому соблазн отыграться очень велик. Как и давление на парламентариев. Впрочем, большинство народных избранников ни давлению, ни соблазнам не поддались (может, и благодаря флюидам из-под стен парламента, где собрались сотни активистов, которые требовали не провалить документ). Как следствие - положительное голосование за языковой закон и исполнение гимна после его принятия.
Впрочем, понятно и то, что в другой демократической унитарной стране (или даже у нас, при других обстоятельствах) подобный документ должен набрать гораздо больше голосов - не менее конституционного большинства. Но по тем или иным причинам десятки присутствующих в сессионном зале парламентариев нажали кнопку против или вообще не приняли участия в голосовании (всего зарегистрировались на заседании 348 депутатов). Понятно, что против была часть латентных украинофобов, которых, как говорится, могила не исправит. Но по ту сторону оказались и некоторые парламентарии, от которых мы такого не ожидали. Можно ли расценивать это как сигнал о возможности усиления деструктивных процессов, которые в нашем парламенте, вероятно, никогда и не прекращались? Или наоборот - выдержав испытание языковым законом, ВР выработала иммунитет от других испытаний, которые, несомненно, выпадут на ее долю в ближайшие недели и месяцы?
Закон о языке: выиграли бой с “деструктивной тенью”. Не проиграем ли битву?
Больше всего голосов за закон дали члены пропрезидентской фракции БПП (106). При этом два представителя фракции (Давид Макарьян и Григорий Тимиш) воздержались, еще пятеро не голосовали. Фракция Народный фронт поддержала документ единогласно (66 голосов за, нет против, никто не воздержался, правда двое из присутствующих в сессионном зале нардепов не голосовали). Поддержали языковой закон и все присутствующие в зале представители фракций Объединение Самопомощь и Радикальной партии Олега Ляшко (по 21 голосу за) и Всеукраинского объединения Батькивщина (16). Результаты голосования группы Воля народа такие: 7 - за, четверо депутатов не голосовали. При этом почти половина членов группы отсутствовали в сессионном зале. Что касается группы Возрождение, то позиции ее членов разделились. Четверо народных избранников - за, двое - против, двое - воздержались, восемь не голосовали. Еще восьмеро прогуляли пленарное заседание. За новый закон большинство внефракционных (37). По трое воздержались и не голосовали. Пятеро - против. Среди них - бывший кандидат в президенты Юрий Бойко, а также другие хорошо известные экс-регионалы Сергей Левочкин, Евгений Мураев, Юлий Иоффе и Сергей Дунаев. Ни одного голоса за (вполне ожидаемо) не дала фракция оппозиционного блока. 31 ее представитель - против, трое не голосовали. Кстати, заместитель председателя фракции, экс-претендент на президентство Александр Вилкул похвастался, что уже зарегистрировал в парламенте проект постановления, блокируя подписание нового закона до рассмотрения вопроса о его отмене. Впрочем, как показывает практика, подобные мелкие пакости только немного откладывают подписание документов, никоим образом не влияя на воплощение их в жизнь.
Словом, итоги поименного голосования (за некоторыми исключениями) вполне прогнозируемы. Поэтому делать выводы о какой-то перелицовке или переформатировании парламента, очевидно, преждевременно. Если соответствующие процессы и продолжаются, то практических результатов они пока не принесли. Кстати, в упомянутом уже интервью Игорь Попов подтвердил информацию о том, что между первым и вторым турами голосования в кулуарах парламента активно обсуждали возможность создания группы сопротивления в случае победы Владимира Зеленского. «Это ситуативное большинство. На 25 апреля планировалось принятие жесткого пакета законопроектов, которые бы ограничивали полномочия президента и усилили роль парламента. Но комитет по вопросам правовой политики, который должен был 24 апреля рассмотреть эти документы, не собрался, - рассказал Попов. Он объяснил это вероятным проведением консультаций между сторонами, в результате которых удастся избежать жесткого варианта развития событий. По крайней мере, от парламента: большинство депутатов готовы договариваться.
А вот вероятность жесткой игры со стороны окружения будущего президента, по мнению Игоря Попова, не исчезла: досрочный роспуск Верховной Рады вполне возможен. Причем, это зависит не только от настойчивости будущего президента и усилий его юристов. Ведь рассматривать Верховную Раду исключительно как объект чьей-то политики нельзя: в условиях парламентско-президентской республики последнее слово во многих вопросах остается (по крайней мере, должно оставаться) именно за народными избранниками. От них зависит все, чего они хотят, и наоборот: не зависит ничего, чего им не хочется... Понятно, что многие депутаты ориентируются на нынешний рейтинг Владимира Зеленского и мечтают о том, как на его плечах прорвутся в следующий состав парламента, - комментирует политический эксперт Николай Давидюк. - В то же время не стоит забывать о нескольких вещах. Во-первых, хотя рейтинг поддержки Зеленского на выборах и был рекордно высоким, но только в процентном соотношении к общему числу участников голосования. А по абсолютному числу избирателей, которые поддержали кандидата (13 миллионов) это - один из худших показателей в отечественной истории. Меньше было только у Януковича (12 миллионов). Кравчука на выборах поддержали 19 миллионов украинцев, Ющенко - 15 Кучму 14 и 16 (на двоих выборах). Поэтому мечты некоторых народных избранников о том, что Зеленский приведет их в новый парламент (поэтому давайте нынешний состав поскорее распустим), довольно обманчивы, - говорит политолог. А, во-вторых, по его словам, парламентариям следует осознать, к чему это может привести. Ведь Зеленский пока не выражает лично своей позиции фактически по одному из важных для страны вопросов.
И, похоже, большинство парламентариев это уже понимают. Как следствие - о возможном досрочном прекращении полномочий нардепы фактически не говорят публично (разве что, отвечая на прямые вопросы журналистов). Хотя в кулуарах ВР этот вопрос - и к гадалке не ходи - активно обсуждается. «Есть часть людей Коломойского в разных фракциях, которые готовы уже сейчас поддерживать Зеленского, - говорит научный директор Фонда «Демократические инициативы» имени Илька Кучерива Алексей Гарань. - Скажем, люди из УКРОПа, фракция «Возрождение», где значительное влияние Коломойского. Есть люди и из других фракций. Например, с Зеленским сотрудничал Лещенко, возможно, кто-то из Самопомощи, еще кто-то - из «Народного фронта» и БПП. То есть очевидно, что в ВР будет группа депутатов, а может, даже некоторые фракции, которые захотят сотрудничать с новым президентом, но достаточно ли этого для создания большинства - сомнительно. Тем более, такого большинства не удастся найти под идею роспуска парламента: мало кому из политических мазохистов нравится пилить сук, на котором они вполне комфортно сидят.
Впрочем, прогнозируют эксперты, проблемы будут и при поиске ситуативного большинства для голосования за нужные стране законы. И такой консолидации как в четверг, при голосовании за языковой законопроект, к осени мы уже можем и не увидеть. А жаль. Но куда принципиальнее и важнее для нынешнего состава парламента, чем терки вокруг досрочных выборов или отставки спикера (чтобы народные избранники завершили свою каденцию на позитивной ноте), обеспечение конструктивной законотворческой работы в период между президентскими и парламентскими выборами, - отмечает Николай Давидюк. - И тут ключевыми вопросами могут стать голосования за отмену депутатской неприкосновенности и изменение избирательного законодательства (хотя бы в части отмены мажоритарки). Если же депутаты будут заниматься подковерными играми и поливать друг друга грязью, страна просто потеряет дефицитное время. Тем более, когда парламентарии поддадутся на шантаж с объявлением досрочных выборов. Это будет говорить о совместных действиях, направленных на рейдерский захват украинской Конституции, - заключает Давидюк.
В целом же более чем положительное голосование за языковой закон, бесспорно, служит одним из свидетельств того, что попытки дестабилизировать парламент и всю страну в «межпрезидентский» период проваливаются. В этом же ключе следует оценивать новость о том, что инициаторы отставки председателя ВР Андрей Парубий за сутки собрали «аж» 33 депутатских подписи (вместо 150 необходимых для вынесения этого вопроса на голосование). Но успокаиваться рано - десятки юристов и лоббистов продолжают искать зацепки для того, чтобы добиться роспуска парламента и сплачивают сторонников такого шага. Тысячи ботов топят за это в соцсетях. Потому кое-кому очень хочется, чтобы сказка о досрочных парламентских выборах стала былью...
Рано еще радоваться и принятию Закона о функционировании государственного языка. Кроме Вилкула, о регистрации проекта постановления об отмене результатов голосования за документ заявил и Юрий Бойко. Это может затянуть процесс подписания закона. Ведь голосование по этому поводу, очевидно, будет уже на следующей пленарной неделе (с 14 мая). То есть, противники украинского языка делают все, чтобы Президент Петр Порошенко в свою каденцию не успел подписать этот документ. А с его подписанием следующим главой государства могут возникнуть проблемы. Владимир Зеленский в четверг дал это понять, пообещав после инаугурации инициировать тщательный анализ документа на предмет соблюдения в нем конституционных прав и интересов всех граждан Украины ...Так что - продолжение следует?
Владислав Обух, Киев