С новым Избирательным кодексом, с новым, отдельным законом или, может, с внесением изменений в действующий? - Укринформ спросил об этом у экспертов
Президентские выборы уже позади. Осталось объявить дату инаугурации новоизбранного президента Владимира Зеленского. На ближайшей пленарной неделе, которая должна состояться с 14 по 17 мая, парламент будет рассматривать четыре проекта постановления (не исключено, что к тому времени их может стать больше), которые внесли внефракционные нардепы Сергей Мищенко, Виктор Балога, Виталий Куприй и депутат от БПП Александр Сугоняко. Первые два предлагают провести мероприятие 19 мая, а третий - 20 числа, а представитель фракции действующего президента - 1 июня.
А между тем, в Украине еще одни важные выборы - в парламент. Неудивительно, что многие говорят об изменении Избирательного закона. У Зеленского, в частности, настаивают на принятии такого документа. Парламентские выборы должны проходить по новому избирательному кодексу, без мажоритарки, - сказал еще в начале апреля один из ключевых представителей его окружения Александр Данилюк. А буквально два дня назад внефракционный нардеп Борислав Береза написал на своей странице в Фейсбук, что в парламенте “появились силы, лоббирующие отмену мажоритарки, снижение проходного барьера и разрешение на образование блоков партий. И на это, убеждает он, вроде бы есть голоса. Но есть одно но, которое следует также учесть: если избранный президент распустит Раду (а он об этом не раз говорил. - Авт.), то изменений ожидать не стоит - досрочные выборы пройдут по старому, действующему законодательству...
Тем времнем, кроме заявленного господином Березой сценария (принять новый, отдельный закон), существуют, как минимум еще два: либо продолжить рассмотрение проекта Избирательного кодекса №3112-1 во втором чтении, в котором, напомним, 4000 поправок, либо внести изменения (отмена мажоритарки, открытые списки, понижение проходного барьера и т.д.) в имеющийся.
На вопрос Укринформа - какой из сценариев пока выглядит наиболее реалистичным и выгодным для Украины? - отвечают:
Алексей Кошель, председатель Комитета избирателей Украины:
“Или переход к стопроцентной пропорциональной системы с закрытыми списками, а также понижение проходного барьера до 3-4%, или так называемая двухтуровая мажоритарка”
– На сегодня несколько политических сил высказались за то, чтобы провести очередные парламентские выборы по новому Избирательному кодексу, предусматривающему введение систем с открытыми списками. Но. Хочу напомнить, что кодекс не прошел еще второе чтение. И на его рассмотрение, и на внесение поправок, учитывая, что это достаточно сырой документ, нужно минимум две, а, возможно, даже три парламентские недели. То есть в лучшем случае кодекс может быть принят фактически за месяц до старта избирательной кампании, а потому позиция Комитета избирателей Украины следующая: проведение выборов по открытым спискам - это очень серьезный риск. Вместо выборов мы можем получить полный хаос, полную дискредитацию системы с открытыми списками и тотальное недоверие к ходу выборов и результатам волеизъявления. Поэтому Избирательный кодекс следует рассматривать отдельно, откладывать введение его в действие с 2020 года, но, в то же время, параллельно принимать новую редакцию закона о парламентских выборах или вносить изменения в действующую редакцию.
Какой избирательной системы требует сегодня общество. К большому сожалению, традиционно в Украине, и в этом году тоже не исключение, изменения в избирательное законодательство (или избирательная реформа) рассматриваются исключительно в формате персональных политических выгод. И сейчас мы видим дискуссию, к примеру, о снижении избирательного барьера, открытых / закрытых списках и т.п. Но она, эта дискуссия сводится к тому, что нам это выгодно или нам это не выгодно. По моему убеждению, на сегодня одним из оптимальных сценариев является введение стопроцентной пропорциональной системы с так называемыми закрытыми списками. Ведь эта система понятна для избирателей, потому что в Украине уже избирался парламент по этой системе. Более того, она не сложна к применению. То есть ее вполне реально ввести на выборы 27 октября 2019 года. И, пожалуй, ключевое: эта система фактически исключает подкуп избирателей. Сегодня мажоритарная составляющая использует округа, как точку покупки / продажи голосов избирателей. И в последние полгода мы (КИУ) наблюдаем, как даже в межизбирательный период депутаты-мажоритарщики тотально используют механизмы «поощрения» избирателей - от продовольственных наборов, и благоустройства - до бесплатных туристических услуг и многих других форм. И мы убеждены, что 27 июля, со стартом парламентских выборов, многообразие подобных технологий покупки голосов избирателей будет по всем без исключения округам. Поэтому если мы вернемся к стопроцентной пропорциональной системы с закрытыми списками - сможем решить одну из ключевых проблем - это покупка голосов избирателей. Правда, у нас останется меньшее зло, но оно также достаточно масштабное - это торговля местами в избирательных списках. Но есть одно но. Даже этот сценарий маловероятен. Ведь, повторюсь, мажоритарщики уже активно ведут избирательную кампанию, вкладывают в это огромные средства, а значит трудно представить сценарий, при котором парламент найдет 226 голосов на возвращение к 100% системе с закрытыми списками.
Более реалистичен, думаю, сценарий так называемой двухтуровой мажоритарной системы. Соответствующий законопроект уже зарегистрирован на сайте Верховной Рады. Что это дает? Ну, возможность сделать борьбу в округах более конкурентной, а также снизить влияние технологии растягивания голосов.
Что касается одного из ключевых изменений в избирательное законодательство - избирательного барьера. Убежден, что барьер нужно снижать, ведь в последние годы в Украине появилось достаточно активное гражданское общество, а именно: многие общественные организации, волонтерские группы и т.д. оформляются в политические партии. Думаю, им нужно дать шанс, сделав соответствующий шаг - снизить барьер до 3-4%. Но. В любом случае экспериментов с избирательным барьером делать не стоит. Почему? Сегодня политическая партия Оппозиционная платформа За жизнь предлагает уменьшить избирательный барьер до 1%. И это очень опасно, потому что появляются потенциальные риски для государства. Первый риск - это дробление в парламенте. То есть мы можем получить несколько десятков фракций, усложнять формирования парламентской коалиции, устойчивого большинства, и это будет способствовать политической коррупции (за свое пребывание в большинстве или за голосование, малые фракции смогут требовать портфели, различные должности во власти и т.д.). Но еще больший риск, второй - это риск сепаратизма. В условиях очень низкого избирательного барьера, как предлагает ОП ЗЖ, в парламент могут прийти ряд партий, де-юре зарегистрированы как всеукраинские, а реально, де-факто, работают как региональные.
Поэтому в итоге скажу, что сегодня, конечно, с помощью давления на парламент и с помощью общей позиции некоторых фракций, наиболее реалистичным сценарием представляется переход к стопроцентной пропорциональной системы с закрытыми списками, а также понижение проходного барьера до 3-4%, не меньше. Да, эта система не совершенна, к сожалению, но это очень большой шаг вперед по сравнению с коррупционной мажоритаркой.
Андрей Андрушкив, руководитель департамента публичной политики и адвокации ОО “Центр UA”:
“Для текущей ситуации и дальнейшего развития, выборы по пропорциональной системе с открытыми региональными списками - важнейший шаг”
– Закон, по которому пройдут выборы действительно важен, я бы сказал, что это самая важная вещь в этих выборах. Если выборы состоятся по действующему закону, то получим две существенные проблемы. Во-первых, парламент, сформированный по закону Януковича, будет переполнен мажоритарщиками-самовыдвиженцами, которые не слишком эффективны, как парламентарии, ищут собственные выгоды и очень проблемны при поддержке правительственных решений - такой парламент будет максимально неэффективным. С другой стороны именно при смешанной системе можем ожидать значительного роста пророссийских сил в парламенте, ведь пророссийские кандидаты будут идти как самовыдвиженцы, не афишируя своей идеологической аффилиации, а перекрашиваться будут уже в Раде. Ну и сами выборы в мажоритарных округах - максимально опасная история, если вспомнить довыборы в Чернигове в 2015 году, то можем иметь 200 копий того ужасного батла Березенко-Корбан.
Если говорить о переходе на чистую пропорциональную систему с блоками и понижением барьера до трех процентов, то это тоже очень сомнительна история. Я понимаю, что таким образом парламентарии пытаются гарантировать свое переизбрание. Но что мы получим в результате? 10-12 партий в Раде, которые будут постоянно конфликтовать, слабую недееспособную коалицию и постоянные парламентско-правительственные кризисы. С другой стороны, при чистой пропорциональной системе 80% депутатов - это всегда жители Киева. Запустить такой сценарий - усилить недоверие к парламенту, как институту (оно и сейчас на опасно низком уровне 10%, а может быть еще ниже, и тогда возникнет очередная точка общественно-политического напряжения).
Третий сценарий - выборы по пропорциональной системе с открытыми региональными списками. Как по мне, для текущей ситуации и дальнейшего развития - важнейший шаг, который сейчас стоит сделать. Что останется в итоге? Начало реального партийного строительства с мощной региональной составляющей, ведь 85% мандатов будут распределены в региональных округах. Политические партии вынуждены будут работать с группами интересов в регионах. В самом парламенте будет 5-7 политических сил, чувствующих всю ответственность, ведь на следующие выборы (досрочных или очередных) придется идти в списках тех же партий по тем же региональным округам. Время есть: две сессионные недели в июне, за которые можно без спешки все пройти и принять закон. После этого у ЦИК будет достаточно времени, чтобы подготовить выборы по новым правилам. Учитывая, что избиратели считают избирательную реформу одной из приоритетных и по ней в обществе наименьшее сопротивление, новоизбранный Президент и действующая Верховная Рада должны понять и реализовать этот запрос граждан.
Николай Выговский, общественный активист, организатор акций за избирательную реформу:
Препятствий для принятия Избирательного кодекса во втором чтении нет. Это реально. Все 4000 поправок основательно проработаны рабочей группой при комитете
– Озвученная Бориславом Березой версия – это всего лише версия. Финальный результат договоренностей сейчас очень трудно спрогнозировать. Однако хочется предостеречь народных депутатов от идей понижения барьера и разрешения на блокирование. Это приведет к существенному росту числа партий, которые пройдут в парламент, а следовательно к усложнению формирования коалиции и правительства. Такой парламент не сможет работать эффективно и будет источником перманентного политического кризиса, чем охотно восспользуется Кремль. Также никуда не исчезнет политическая коррупция. При закрытой пропорциональной избирательной системе расцветает торговля проходными местами в списке, превращая парламент в акционерное общество.
Лучшим вариантом видится принятие в целом проекта избирательного кодекса, предусматривающего отмену мажоритарки и переход на пропорциональную систему с открытыми списками. Нет никаких препятствий для его принятия. Все 4000 поправок основательно проработаны рабочей группой при комитете.
Как бы это ни парадоксально звучало, но принятие избирательного кодекса выгодно и для народных депутатов, в частности, некоторых мажоритарщиков. Они получат определенные преимущества при новой системе, поскольку хорошую узнаваемы на своих округах и в случае отсутствия громких скандалов смогут набрать хорошую число голосов избирателей и для себя и для своих будущих партий. Если перестать тянуть и оперативно принять новый избирательный кодекс, вполне возможно успеть его имплементировать до осени. Готовность запустить новую систему в полном объеме подтверждают и мои источники в ЦИК.
Беседовал Мирослав Лискович. Киев