Политическую Украины лихорадит от разнообразия дат инаугурации: 19 мая, 26-е, 28-е, 3 июня... Тем временем, международный опыт учит нас, что это должно быть иначе
Верховная Рада после выборов Президента довольно неожиданно оказалась на грани роспуска. Впрочем, большая часть депутатов видят для себя преимущества в досрочных выборах и связывают их назначение с тем, когда именно вступит в должность Владимир Зеленский. А может ли инаугурация не состояться вообще? И чего не хватает Украине, чтобы передавать полномочия вовремя, организованно, без закулисной толкотни и конспирологии...
Ключевое слово «инаугурация»
Действующий Президент Петр Порошенко заверил, что заинтересован в скорейшем назначении Верховной Радой даты проведения инаугурации новоизбранного главы государства Владимира Зеленского. Об этом он заявлял неоднократно, а теперь вот при общении со СМИ в Брюсселе.
Комитет ВР по вопросам Регламента и организации работы парламента во вторник этот вопрос отложил, но уже в среду планирует заседание, чтобы рассмотреть проекты постановлений о назначении даты инаугурации новоизбранного Президента. Как сообщал Председатель ВР Андрей Парубий, сейчас в парламенте четыре варианта постановления, а по регламенту без рассмотрения Комитетом решение нельзя выносить в сессионный зал.
Парламентская фракция «Батькивщина» готова поддержать любую дату проведения инаугурации новоизбранного президента, сообщила Юлия Тимошенко. БПП соберет заседание фракции после решения регламентного комитета...
Советник Зеленского Руслан Рябошапка считает, что назначить инаугурацию на 19 мая мешают личные интересы отдельных украинских парламентариев, «в частности, гипотетический риск преждевременной потери депутатского удостоверения и... иммунитета от уголовного преследования».
Так гипотетический риск или стопроцентный? Те депутаты, которые считают, что в следующий парламент не попадут, предпочитают не ставить на себе этот эксперимент. Те, у кого хорошие шансы «продлить», не против досрочных выборов - как ни странно, таких оказалось немало. Поэтому рассуждения, мол, партии «Слуга народа» выгодны досрочные парламентские выборы, чтобы закрепить высокий рейтинг Зеленского - могут оказаться ошибочными.
В эфире Свободы слова представитель штаба Зеленского Дмитрий Разумков пояснил, что решение распускать или не распускать Верховную Раду будет зависеть от того, что будет делать парламент. В частности, примером негативного шага стало бы принятие «законопроекта Оксаны Сыроид» о сокращении полномочий президента чуть ли не до уровня представительских функций.
А вот еще одно свежее соображения в пользу инаугурации 19 мая, его также озвучил Дмитрий Разумков - в воскресенье 19-го мая, в выходной день, машины иностранных гостей, приглашенных на инаугурацию, не будут мешать движению транспорта в Киеве...
Возникает законный вопрос: а можно ли обойтись без всех этих кулуарных упражнений и попыток друг друга поставить в невыгодное положение?
А как «у них»? В США...
В Соединенных Штатах Америки точно определены и день всенародного голосования на выборах президента («первый вторник, следующий за первым понедельником ноября в год, кратный четырем»), и день когда голосует коллегия выборщиков (ровно на 41-й день после всенародного голосования), и день объявления результата выборов (6 января) и день инаугурации - 20 января.
То есть между днем, когда народ определяет следующего хозяина Белого дома, и днем, когда новоизбранный президент сверхдержавы приступает к исполнению своих полномочий, проходит два с половиной месяца. И ничего, представьте себе! Во время между всенародным голосованием в начале ноября и 12:00 дня по восточному североамериканскому времени в день инаугурации 20 января будущего президента официально называют «избранным президентом США» (President-elect of the United States). Избранный президент, начиная с всенародного голосования, постепенно формирует свою администрацию. За это время прежняя администрация и президент вводят своих преемников в курс государственных дел, избранный президент уже может неофициально влиять на многие важные решения, зато часть решений старого президента, хотя и не запрещены, но считаются неэтичными. В 1952 году новоизбранный президент Дуайт Эйзенхауэр, его предшественник Гарри Трумэн и их министры в течение двух месяцев обсуждали проблемы внешней и внутренней политики - и это несмотря на то, что отношения политиков в предыдущие годы и во время выборов были крайне напряженными и с публичными выпадами.
…во Франции
Во Франции Конституция не содержит правил передачи власти и проведения инаугураций. Однако с годами возникли традиции, которые сделали инаугурацию не просто передачей власти, а событием на целый день, включая парады, речи, гражданские и военные мероприятия и празднества.
В день инаугурации старый и новый президенты встречаются у входа в резиденцию главы государства. Затем на полчаса уединяются в кабинете президента, где новому французскому лидеру передаются основные досье, а также коды от ядерного оружия. После этого новый президент провожает предшественника, который уже стал обычным гражданином и покидает Елисейский дворец.
После этого в Зале торжеств председатель Конституционного совета объявляет результаты выборов и официально объявляет нового президента республики. Новый президент произносит первую речь, проводит смотр республиканской гвардии, звучит гимн, пушки дают 21 торжественный залп.
В отличие от Украины, торжественная процедура здесь не привязана к наступлению юридических последствий. По ст. 104 Конституции Украины, «...новоизбранный Президент Украины вступает на пост не позднее чем через тридцать дней после официального объявления результатов выборов, с момента принесения присяги народу на торжественном заседании Верховной Рады Украины». То есть если, по каким-то причинам, не состоится торжественное заседание ВР, то президент вообще не сможет вступит в должность?.. Во Франции новый президент приходит на торжественную часть уже полномочным главой государства.
... в Польше
Президент Республики Польша избирается народом на пятилетний срок путем всеобщих, равных, прямых выборов. Польский президент, в отличие от украинского, имеет больше полномочий в отношении исполнительной власти, может даже сам назначить премьер-министра, хотя еще не было случая, чтобы президент доверил формировать правительство политику, который не имеет поддержки большинства депутатов Сейма. Имеет право законодательной инициативы и право вето, имеет широкие полномочия в сферах безопасности, международных отношений и судебной системы. Согласно ст. 291 Избирательного кодекса, присяга новоизбранного президента должна состояться в последний день каденции уходящего президента. Церемония предусматривает мероприятия в парламенте и встречу с военными.
… в странах с парламентским правлением
Показательно (да и понятно), что торжественные церемонии инаугурации приняты в тех странах, где у президента больше полномочий. Это, видимо, ментально унаследовано от традиций коронации монархов, чтобы ритуалы служили утверждению авторитета власти.
А в тех странах, где больше полномочий у парламента и премьер-министра - в Италии, Австрии, Германии - президенты вступают в должность тоже торжественно, но не настолько, и внимания к ним гораздо меньше.
Президента Италии, который не может быть моложе 50 (!) лет, выбирает специальная коллегия выборщиков, состоящая из сенаторов и депутатов парламента, заседающих вместе с представителями провинций. Он получает полномочия на 7 лет после принятия присяги.
Федеральный президент Австрии избирается всенародно, теоретически у него большие конституционные полномочия, на практике он действует, в основном, как церемониальный представитель. Передавать полномочия в Австрии приходится не так часто: ни один из австрийских президентов никогда не проигрывал выборы, баллотируясь на второй срок.
Федерального президента Германии выбирает Федеральное собрание - конституционный орган, созываемый специально для этой цели. В его состав входят депутаты бундестага и такое же число делегатов, избираемых земельными парламентами. Вступая в должность президент произносит утвержденный текст присяги, впрочем, имея право произнести или нет слова «И да поможет мне Бог». Права президента в Германии, в силу исторических обстоятельств, очень ограничены - за редкими исключениями, представительские и исполнительные.
Предложение, которое понадобится и на будущее
Что-то подобное должно было бы быть в Украине, где, несмотря на закрепленный в Конституции парламентско-президентский строй государства, президента все равно, по обычаю воспринимают как «самого-самого-главного». Президенту Порошенко было относительно легко поддерживать этот имидж, поскольку он имел вполне бесконфликтные отношения с правительством и ситуативное большинство в парламенте. Ошибкой было бы считать, что фактическое влияние Порошенко автоматически перейдет его преемнику. Впрочем, инаугурация - это картинка «для народа». Так почему же не подчинить ее определенной раз и навсегда процедуре?
Но почему тогда столько страстей из-за инаугурации в парламентско-президентской Украине?.. Разумеется, из-за украинско-российской войны на Востоке, поскольку именно эти сферы полномочий Президента: вопросы безопасности и внешней политики - сейчас намного важнее, чем в мирное время.
И второе - вот то конституционное «не позднее чем через тридцать дней после официального объявления результатов выборов»... А о том, что должно происходить в течение этих тридцати дней - нигде ничего юридически обязательного. Вот и имеем «парад импровизаций».
На будущее - необходимо выписать и формализовать регламент передачи власти (не только президентской), придать ему высокий юридический статус - на уровне приложения к Закону, или даже Кодекса о передаче властных полномочий в Украине. Чтобы эти 2-3-4 недели, по образцу США, проходили в пошаговой педантичной работе, чтобы текущие дела, досье, архивы, тайны передавались по списку новой команде: по должностям, под роспись, при необходимости - в присутствии и специалистов по безопасности. Тогда дата вступления полномочий нового руководителем не будет становиться заложницей политических сил и удобных для них толкований.
Стоит об этом позаботиться с той мыслью, что в Украине еще не раз предстоит передавать власть и при этом безупречно демократическим образом.
Александр Волынский, Киев