И после обнародования официальных результатов выборов Зеленский не спешит делиться планами. Тактический ход? Согласование позиций? Суеверия?
Во время избирательной кампании Владимира Зеленского (помимо отсутствия опыта и гипотетической зависимости от Коломойского) больше всего критиковали за игру в молчанку и нежелание ясно выразить позицию по основным вопросам украинской повестки дня. Несколько месяцев будущий победитель президентской гонки, общаясь с электоратом, ограничивался только заявлениями, тщательно отшлифованными сценаристами его видеороликов и СММ-щиками, отвечающими за страницы ЗеКоманды в соцсетях. Между тем в телеэфирах и печати за шефа отдувались его представители - в основном, Дмитрий Разумков и Александр Данилюк. Перед вторым туром голосования мы стали свидетелями медийной активизации кандидата (большое интервью Зеленского изданию РБК-Украина, презентация команды в эфире телеканала 1+1, многострадальные дебаты на стадионе)...
Казалось бы, все: лед тронулся, обет молчания отменен, и кандидат (а, как вскоре выяснилось, победитель выборов) начнет делиться своими планами и советоваться - как обещал, - об этом с обществом... Но украинцев снова продолжают радовать только дозированной информацией. И то, складывается впечатление, что «информация к размышлению» поступает не столько от новоизбранного главы государства, и даже не от его окружения, а появляется в основном благодаря усилиям и настойчивости отечественных и зарубежных журналистов, получивших доступ к телам части людей с орбиты Зеленского. Речь идет и об интервью будущей первой леди страны влиятельному The Daily Beast, и большой разговор “BIHUS.info” с Игорем Коломойским, и заявления друга и бизнес-партнера Зеленского Сергея Шефира для издания theБабель и ответы на вопросы журналистов Украинской правды сценариста сериала Слуга народа, представителя креативной группы избирательного штаба кандидата Юрия Костюка, и, конечно же, новые комментарии представителя избирательной кампании Владимира Александровича Дмитрия Разумкова и других членов команды.
Белых пятен на условной карте будущих действий новоизбранного президента стало меньше. Но для полного понимания картины информации все еще мало. А общественный запрос на нее - велик. Поэтому неудивительно, что каждое заявление Зеленского, каждое его виртуальное обращение или отчет о реальных встречи (с дипломатами, журналистами, духовенством) вызывают большой интерес и становятся предметом обсуждения на кухнях, улицах, в телеэфирах и в Интернет-пространстве.
То же касается и упомянутых интервью людей с орбиты будущего украинского руководителя. Высказывания, содержащие хотя бы какие-то намеки на связи, взгляды или вероятные шаги новоизбранного президента, сразу же разбирают на цитаты, многие из которых начинают самостоятельную жизнь в соцсетях, обрастая комментариями и иногда - превращаясь в мемы.
Но при этом генеральная ЗеЛиния яснее не становится. Поскольку заявления различных представителей команды Владимира Александровича по одним и тем же вопросам отличаются. Более того, иногда диссонируют между собой и комментарии одних и тех же людей, обнародованные в разные периоды. Как же нам распознать истину, чтобы за этой какофонией общество не пропустило главное - сигналов об истинных намерениях будущего главы государства?
Позиция ЗеКоманды: когда неопределенность лучше определенности ...
1. Российская агрессия
Безусловно, наиболее последовательны представители ЗеКоманды и ее лидер в риторике по, вероятно, самому главному для современной Украины вопросу - об отношениях с государством-агрессором. Новоизбранный президент уже не раз говорил про красные линии, которые не позволит перейти ни себе, ни своему окружению: никаких территориальных уступок Москве и никаких переговоров с прокремлевскими боевиками без международного посредничества. Именно российской тематике были посвящены большинство заявлений, которые Владимир Зеленский сделал за последние недели. Во многом это объясняется провокационными действиями Кремля, именно в этот период начавшего сценарий паспортной экспансии. Из последнего - Фейсбук-ответ Владимира Александровича на заявление Путина о том, что у украинцев и россиян много общего.
Долго думал о много общего между Украиной и Россией. Реальность такова, что сегодня, после аннексии Крыма и агрессии на Донбассе, из общего у нас осталось только одно - это государственная граница, - написал новоизбранный президент, - и контроль за каждым миллиметром с украинской стороны Россия должна вернуть. Только тогда мы сможем продолжить поиски общего. Владимир Зеленский при этом напомнил о последних действиях российских властей, которые отнюдь не способствуют улучшению межгосударственных отношений: Запрет экспорта нефтепродуктов, открытие пунктов выдачи паспортов жителям оккупированных территорий, удержание украинцев в плену ни на йоту не приближают урегулирование отношений между нашими странами. И братскими такие отношения точно называть нельзя. Такая позиция будущего главы государства не может не радовать. Поэтому неудивительно, что за отношение к государству-агрессору Зеленского начали потихоньку хвалить даже представители лагеря 24,5%, не голосовавшие за него... И тут - очередной диссонанс: в информационное пространство попадают комментарии Игоря Коломойского, который называет себя членом фан-клуба Зеленского, про, мол, гражданский конфликт на Востоке страны и в Украине в целом... И пусть олигарх сто раз отказывается от роли серого кардинала в Украине времен Зеленского, а Владимир Александрович тысячу раз доказывает: Я - не марионетка, марионетка - не я, - неприятный осадок все же остается... Даже если Коломойский и признал, что без вмешательства России о так называемом конфликте мы давно бы забыли.
2. Экономика и борьба с коррупцией
Еще одна тема, высказывания соратников новоизбранного президента по которой более или менее сходны и однозначны - борьба с коррупцией. Все говорят о решительном настрое Владимира Александровича избавить Украину от этого позорного явления. Впрочем, о конкретной программе действий, о практических шаги не говорит никто - даже сам лидер. Хорошо хотя бы, что в ЗеКоманде отказались от предвыборной сказки о том, что президент уже в первые дни своего правления пересажает всех высокопоставленных коррупционеров.
Постепенно исчезает диссонанс и в риторике о влиянии главы государства на экономическую жизнь. Помните, как сначала представители ЗеКоманды уверяли, что Зеленский снизит тарифы, но затем (правда, уже после того, как сторонники идеи дешевого газа проголосовали) все-таки согласились: тарифная политика не входит в полномочия главы государства? И пенсионные выплаты президент, оказывается, не повышает. Создается впечатление, что представители команды смогли ознакомиться с отечественным законодательством только по завершении выборов. А некоторые так и не сподобился. К примеру, рассказывая о фишечках, которые готовят к инаугурации, креативщик избирательного штаба Зеленского Юрий Костюк утверждает, что дата этой торжественной церемонии должна назначить Центральная избирательная комиссия (по закону - Верховная Рада. - Ред.). При этом Костюк рассказал и о планах сменить место инаугурации. Мы, кстати, думали, можно вывести депутатов в другое место на инаугурацию, но для этого надо менять регламент. То есть исторические процедуры, которые мы должны уважать и выполнять. А потом - мы еще что-нибудь придумаем, - сказал соратник Зеленского. Таким образом, креативщик намекнул, что настрой на воплощение государственной политики через шоу сохраняется (в этом русле, кстати, и сделанные ранее Зеленским заявления о том, что он и в дальнейшем будет общаться с людьми с помощью роликов, флешмобов и мемов). Похоже, украинцам снова хотят напомнить об эффективной с точки зрения правления формуле хлеба и зрелищ. Впрочем, о хлебе после выборов говорят мало, а вот зрелищ, обещают, будет - хоть отбавляй. Вроде от того, в Верховной ли Раде состоится инаугурация или в ночном клубе где-то на столичной окраине, зависит эффективность будущей работы президента и его команды! То же касается и прожектов о переносе из центра Киева администрации главы государства...
3. Сотрудничество с МВФ
В течение избирательной кампании менялась и риторика соратников Владимира Зеленского о сотрудничестве с Международным валютным фондом. Сначала много говорили о том, что Украина может спокойно обойтись без сотрудничества с этой организацией, которая пытается диктовать нам какие-то условия. И потом - тональность заявлений на эту тему стала меняться. Особенно, после 23 февраля, когда Зеленский встретился с постоянным представителем Международного валютного фонда в Украине Йостом Люнгманом. Последние же заявления ближайших соратников новоизбранного президента вообще свидетельствуют о том, что Украина и в дальнейшем будет прислушиваться к советам аналитиков Фонда. Ведь оказалось, большинство условий, которые МВФ выдвигает при получении Украиной кредитов, касается нашего внутреннего (и нужного, прежде всего, нам самим) реформирования. А не складирования в Чернобыле ядерных отходов со всего мира, изничтожения половины украинских земель гидроразрывом при добыче сланцевого газа и сокращения на 70% выращивания пшеницы, как в свое время трактовали сотрудничество Фонда с Киевом сценаристы сериала Слуга народа-2. Сравним: Я благодарю главу МВФ и членов Совета директоров за потраченное на нас время и за очень содержательный разговор. И с чувством глубокой благодарности хочу сказать: идите вы в ср...ку . (Владимир Зеленский в роли президента Василия Голобородько, сериал Слуга народа-2, 2017-й год). И еще такое: Хочу обратить внимание на то, что (решение о) восстановлении уголовной ответственности за незаконное обогащение должно быть принято в ближайшее время. Это одно из условий для продолжения успешного сотрудничества с Международным валютным фондом (советник Владимира Зеленского Александр Данилюк, брифинг в Брюсселе 3 мая 2019-го). Следовательно, и в этом вопросе есть определенный прогресс. Хотя в комментариях к публикациям, посвященным нынешней поездке в Брюссель представителей ЗеКоманды Александра Данилюка и Руслана Рябошапки, люди выражают недовольство тем, что европейских дипломатов уже ознакомили с первыми планами будущего президента, а украинское общество - нет.
4. Кадровая политика
Также в соцсетях и СМИ Владимира Зеленского активно критикуют за то, что он еще не назвал имена претендентов на ключевые должности по квоте президента. Речь идет и о претендентах на пост руководителя администрации главы государства. Зеленский молчит. А члены его команды тем временем в различных интервью назвали уже несколько фамилий: В частности, Андрей Богдан, Сергей Шефир, Иван Баканов... Зато в последнее время (в отличие от периода между первым и вторым турами выборов) соратники Зеленского фактически не говорят (публично) о возможных кандидатах на должности глав Минобороны и МИД, главы СБУ и генпрокурора.
Преждевременно раскрывать карты Зеленскому невыгодно: сейчас интерес к информации теряется очень быстро
На обнародование магистральных позиций новой власти, по прогнозам политолога Олега Саакяна, вряд ли можно рассчитывать до момента инаугурации. По крайней мере, Владимир Зеленский точно не назовет имена претендентов на ключевые должности. Вполне вероятно, что речь идет об определенной технологии - попытка в течение как можно дольшего периода обезопасить себя от нападок и критики в условиях, когда будущий президент не будет иметь инструментов для протаскивания конкретных решений.
Элементом технологии, по мнению эксперта, может быть и вброс различной информации из разных источников. Цель - анализ реакции общества и избрание лучшего варианта. Так же может идти речь и о поддержании интриги внутри самой команды и шире - орбиты приближенных к Зеленскому людей. Олег Саакян называет это поддержанием интриги среди внутренних адептов.
При этом эксперт не исключает вероятности того, что причина молчания новоизбранного президента в активных консультациях внутри команды, которая еще не готова принимать комплексные решения.
Но, скорее всего, команда победителя избирательной гонки продолжает прибегать к тактике сохранения информационного голода или информационной диеты для медиа, которая применялась во время предвыборной кампании. Когда активно создавался искусственный дефицит информации - для того, чтобы потом поднять уровень внимания к ней и повысить ценность обнародованных сведений, - комментирует Саакян. - При таких условиях информация быстро распространяется и на первом этапе меньше интерпретируется. Это объясняется тем, что в условиях гиперинформованости и тотальной оцифрованости общества любая информация быстро обесценивается. А поддержание интереса к ней требует дополнительных усилий.
Так что, похоже, нам придется ждать инаугурации Владимира Александровича, чтобы подробнее узнать о программе его действий. Также ждем завершения торгов между различными группами влияния в его окружении и, вероятно, назначения пресс-секретаря президента, конкурс на должность которого несколько дней назад объявил Зеленский.
Александр Радийчук, Киев