Разбираемся, кому выгодно объявление досрочных выборов ВР. И что, кроме дестабилизации, получит Украина от такого сценария?
Среди информации о возможных первых шагах Владимира Зеленского в случае избрания главой государства, которой время от времени балует избирателя его команда, появились и намеки на возможный роспуск Верховной Рады и назначение досрочных парламентских выборов. О существовании законных оснований для этого заявил и заместитель председателя парламентской фракции БПП Сергей Березенко. Он оценил вероятность правового подкрепления позиции о проведении досрочных выборов Верховной Рады 50 на 50. Так ли это?
Вероятность роспуска ВР: правовые оценки
Согласно законодательству, у главы государства есть три основания, чтобы досрочно разогнать (то бишь - распустить) Верховную Раду. В частности, согласно статье 90 Конституции, Президент вправе досрочно прекратить ее полномочия, если:
1) в течение одного месяца в Верховной Раде Украины не сформирована коалиция депутатских фракций в соответствии со статьей 83 Конституции;
2) в течение шестидесяти дней после отставки Кабинета Министров не сформирован персональный состав Кабинета Министров Украины;
3) в течение тридцати дней одной очередной сессии пленарные заседания не могут начаться.
5 лет назад, в 2014-м, новоизбранный Президент Петр Порошенко воспользовался такой возможностью и подписал Указ о досрочном прекращении полномочий Верховной Рады VII созыва, руководствуясь именно первым основанием - отсутствием коалиции. 24 июля фракции политической партии УДАР Виталия Кличко и Всеукраинского объединения Свобода объявили о выходе из коалиции Европейский выбор. Таким образом, парламентская коалиция в составе Удара, Свободы и ВО Батькивщина прекратила существование. В течение следующих тридцати дней новой коалиции в ВР создать не удалось (к этому никто и не стремился). Поэтому после проведенных 24 августа консультаций с председателем Верховной Рады и руководителями депутатских фракций (как это предусмотрено Конституцией), глава государства принял решение о досрочном прекращении полномочий седьмого созыва парламента и о назначении на 26 октября 2014 досрочных выборов.
Итак, для того, чтобы прекратить полномочия парламента VII созыва, главе государства понадобилось два с половиной месяца, которых у победителя второго тура президентских выборов-2019 не будет. Дело в том, что по Конституции, полномочия Верховной Рады Украины не могут быть досрочно прекращены Президентом Украины в последние шесть месяцев срока полномочий Верховной Рады или Президента. Напомним, полномочия парламента VIII созыва истекают 27 ноября (именно 27 ноября 2014-го народные избранники приняли присягу). То есть, парламент нынешнего созыва получит полный иммунитет 28 мая. То есть, чтобы успеть распустить ВР, новому Президенту обязательно нужно принести присягу и провести предраспускную подготовку к этой дате. И единственным основанием для досрочного прекращения деятельности ВР на этот раз может быть отсутствие коалиции.
При этом, согласно Главе 5 Конституции Украины (статья 104): Новоизбранный Президент Украины вступает на пост не позднее чем через тридцать дней после официального объявления результатов выборов, с момента принесению присяги народу на торжественном заседании Верховной Рады Украины. Результаты второго тура, отметим, должны быть объявлены до 1 мая. Поэтому инаугурация новоизбранного Президента должна состояться до 3 июня. Есть ли шансы ускорить процесс? Безусловно, есть. Мы помним, что так было во время предыдущих (внеочередных) выборов главы государства. Об их официальных результатах объявили 2 июня. А уже 7 числа состоялась инаугурация Петра Порошенко. Так и в этом году подготовка к инаугурации новоизбранного главы государства, вероятно, продлится всего несколько дней (тем более, что начать ее команда победителя неофициально может уже 22 апреля). Таким образом, Президент примет присягу, например, 5, 11 или 12 мая.
Следовательно, теоретически вероятность реализации сценария роспуска Верховной Рады есть, - отмечает в комментарии Укринформу руководитель проектов по конституционно праву Центра политико-правовых реформ Юлия Кириченко, - но воплотить ее на практике, полностью соблюдая процедуры и не нарушив закон, фактически невозможно. Единственным основанием для роспуска ВР при этом может быть именно отсутствие коалиции. Но подтвердить это необходимо в период до 27 апреля, то есть, вероятно, еще до объявления официальных результатов выборов.
Юлия Кириченко напоминает: сомнения в существовании коалиции в Верховной Раде восьмого созыва де-юре существуют. Хотя с практической и политической точек зрения коалиция работает - поскольку парламент довольно успешно принимает законы, в том числе и инициированные Президентом и правительством. Но при этом речь идет все же о ситуативном большинстве.
На словах глава парламента утверждает, что с учетом двух фракций и депутатов-мажоритарщиков, которые не входят во фракции и группы, коалиция существует, - говорит эксперт, - но списка с подписями парламентариев, где это было бы зафиксировано, нет. Поэтому теоретически можно ставить вопрос об отсутствии коалиции депутатских фракций. Но на данный момент факт ее отсутствия не зафиксирован.
Объявить же об отсутствии парламентской коалиции должны официально с парламентской трибуны во время заседания ВР. Теоретически возможность для этого есть. Ведь в апреле запланирована еще одна пленарная неделя - с 23 по 26 число. Следующая пленарная неделя - с 14 до 17 мая. Но в этом случае объявить о роспуске парламента на основании отсутствия коалиции Президент сможет не раньше 14-17 июня (и только после консультаций с руководством парламента и руководителями депутатских фракций и групп). А в июне, напомним, уже продлится предвыборный иммунитет нынешнего состава Верховной Рады.
Правда, по словам Юлии Кириченко, с учетом нашей политической действительности, когда законами манипулируют, кто как хочет, существует вариант, что глава государства не будет ждать, пока истекут 30 дней без коалиции и подпишет указ о роспуске парламента до 28 мая. Или в начале июня - если юристы попытаются доказать, что парламент стал инвалидом еще до наступления предусмотренного Конституцией шестимесячного иммунитета. Но в таком случае возникнет немало вопросов к конституционности такого шага. И общество может его не проглотить.
Надежно предотвратить такой сценарий, по мнению противников роспуска ВР, могла бы отсрочка инаугурации новоизбранного Президента. Потому что, как представляется, есть определенная коллизия, связанная с несогласованностью некоторых норм избирательного законодательства с конституционными положениями о сроке полномочий главы государства. В соответствии со статьей 103 Конституции: Президент Украины избирается... сроком на пять лет. Впрочем, четких гарантий того, что речь идет о ровно пяти календарных годах, нет. Поскольку на практике все зависит от календаря проведения очередных выборов главы государства. А здесь возможны варианты. Во-первых, поскольку очередные выборы Президента Украины проводятся в последнее воскресенье марта пятого года полномочий Президента Украины (та же 103 статья Конституции), выборы - в зависимости от года - могут выпасть не ранне 25 марта, и не позже - 31-го (как в этом году). Соответственно, в случае с 25 марта инаугурация должна состояться до 27 мая (а, скорее всего - в начале мая). А если Президента удастся выбрать уже в первом туре, то вообще - не позднее 6 мая (на практике - в середине апреля). Следовательно, его предшественник, который приносил присягу, например, в начале июня или в конце мая, не добудет фактически месяц (а то и чуть больше) своего законного срока.
Впрочем, эксперт Центра политико-правовых реформ Юлия Кириченко не видит в том, что у Президента могут отобрать несколько недель отведенного срока, никаких проблем. По ее словам, предусмотренные в Конституции 5 лет - это максимальная продолжительность одного срока президентских полномочий: В соответствии с принципами конституционного права, срок президентских полномочий не должен быть больше, чем 5 лет. Такая практика во всем мире. Никто не пытается до последнего часа держать на должности избранного президента или премьера. Ведь избирательный процесс накладывает на ситуацию свой отпечаток и предполагает определенную вариативность. Тем более, что речь идет лишь о нескольких неделях, - говорит эксперт. Это, к примеру, может произойти после следующих выборов. Согласно Конституции, их также должны назначить на 31 марта. Если они пройдут в один тур, инаугурация новоизбранного главы государства возможна 13-14 апреля. То есть, избранный в 2019 году Президент тоже имеет шанс не добыть почти месяц отведенного срока. К тому же Юлия Кириченко напоминает, что действующего президента избирали на внеочередных выборах. А в этом случае положение о пятилетнем срок вообще не действует: даже если бы глава государства принимал присягу в сентябре или октябре, ему однако пришлось бы расстаться с булавой в мае-июне - после инаугурации преемника.
Политические оценки возможного роспуска парламента
Действующий глава государства и кандидат в президенты Петр Порошенко назвал любые планы оспуска ВР деструктивными. А попытку протащить такой сценарий - незаконной. Намеки на досрочный и, кстати, незаконный роспуск ВР в случае смены президента уже также прозвучали. Это означает политический кризис, длительную паузу в отношениях с партнерами. (Также это) поставит под сомнение нашу способность преодолеть пиковые долговые нагрузки в мае и сентябре и в 2020 году, - сказал Президент на встрече с представителями бизнеса.
Кстати, и в штабе Зеленского, где раньше говорили о перспективах досрочных парламентских выборов, тоже включили задний ход, заявив о преждевременности соответствующих заявлений. Об этом сказал представитель штаба кандидата в президенты Дмитрий Разумков. Он заверил, что в случае избрания главой государства Владимир Зеленский будет придерживаться буквы закона.
Убийственным для Украины шагом называет возможный роспуск ВР политолог Владимир Цибулько. По его словам, это опасно и учитывая возможную дестабилизацию ситуации в стране, и с точки зрения преемственности избирательного процесса: Досрочные выборы не проводят за несколько месяцев до календарных. Ведь законодатель специально развел во времени главные выборы (президентские и парламентские) - для того, чтобы люди успели за полгода критически оценить свой выбор.
Именно нежеланием потерять рейтинг политической силы, которая рассчитывает попасть в парламент под Зе-флагами (чем раньше выборы - тем меньше шансов у ЗеКоманды наломать дров), эксперты и объясняют желание окружения Владимира Зеленского приблизить парламентские избирательные гонки - по принципу куй железо, пока горячо.
Такой зуд с роспуском парламента напоминает пресловутые попытки роспуска законодательного органа во времена Виктора Ющенко. Ведь без согласия самой ВР сложить полномочия провести досрочные выборы не удастся, - считает Владимир Цибулько. При этом политолог прогнозирует: действующий парламент вряд ли пойдет на такой шаг. Это, во-первых, продиктовано непростыми условиями, в которых находится страна (речь идет о российской агрессии и попытках Кремля дестабилизировать ситуацию в Украине), а во-вторых - большинство депутатов заинтересованы как можно дольше сохранять свои полномочия, ведь, по некоторым оценкам, шансы не менее половины нынешних парламентариев попасть в ВР IX созыва довольно призрачны. При таких обстоятельствах попытка распустить парламент, по мнению Владимира Цbбулько, может уничтожить инициатора такого шага быстрее, чем тот ожидает.
Владислав Обух, Киев