Конституционность указа о досрочном роспуске парламента и так под вопросом, а некоторые еще и пытается раскрутить маховик правовых коллизий
На этой неделе глава Батькивщины Юлия Тимошенко шокировала публику, призвав Президента Владимира Зеленского не отменять указ о досрочном роспуске Верховной Рады даже в случае, если КСУ признает этот документ неконституционным. Никто не понял, что это было - то ли авантюризм со стороны Тимошенко, то ли ее сознательное желание подставить главу государства. Все наблюдатели задавались вопросом - неужели желание быть премьером настолько сильное, что опытный политик готова бросить Украину в еще больший хаос и правовой беспредел?
Ведь сразу возникает масса вопросов. А какие правовые сценарии вырисовываются, в случае, если КСУ все же признает указ президента неконституционным, но президент своего указа не отменит? Что в таком случае ему грозит? Будет ли считаться будущий состав Верховной Рады легитимным? Укринформу помог разобраться в них эксперт по конституционному праву Центра политико-правовых реформ (ЦППР), юрист Богдан Бондаренко.
Пять вероятных сценариев развития событий
Прежде всего, господин Бондаренко напомнил, что решение Конституционного Суда обязательно к исполнению, окончательно и не подлежит обжалованию. Для всех. Абсолютно. Когда органы не выполняют решения суда, то, говорит эксперт, страну накрывает не просто сильный политический шторм, но и значительная конституционный кризис, как, например, в соседней Молдове, где сейчас сформировалось фактически двоевластие. Чего допустить в Украине, где однажды в таком политическом противостоянии уже пролилась кровь, нельзя.
По словам эксперта есть пять возможных сценариев.
Сценарий №1. Если Конституционный Суд признает указ президента неконституционным, то основание, на основе которой проходят внеочередные выборы, по сути, исчезает. Соответственно, выборы не должны проходить.
Но. У ЦИК, которая должна действовать исключительно в рамках закона, нигде не урегулирован вопрос остановки избирательного процесса. То есть она не знает, каким образом себя вести в этой ситуации. Соответственно, Конституционный Суд одновременно должен прописать в решении обязанность ЦИК совершить определенные действия по остановке процесса. По сути, дать команду Отбой!. Понятно, что после этого начнется шум, ведь кто-то внес залог, кто зарегистрировался, кто потратил государственные средства на закупки. Если же суд просто примет решение о неконституционности, но не пропишет порядка его исполнения решения, Центральная избирательная комиссия точно не будет понимать, как должна действовать, а политические игроки будут трактовать такое решение на свое усмотрение и самостоятельно трактовать должен ли останавливаться избирательный процесс или нет. Это вакханалия.
Сценарий №2. Конституционный Суд признает указ неконституционным, но отмечает, что этот указ президента не создает общих правил поведения, потому что имеет индивидуальный характер (то есть, в момент своего применения исчерпывает свое действие). Это означает, что в принципе, если суд признает указ неконституционным, то это никак не влияет на ход уже начатого избирательного процесса. Но если пойти по этому сценарию, то жди беды, ведь в следующие разы президент (президенты) могут по собственному желанию досрочно прекращать полномочия Верховной Рады именно по такой схеме - индивидуальный акт не более того.
Сценарий №3. Конституционный суд признает указ неконституционным, определяет порядок действий ЦИК, но ни ЦИК, ни президент, ни парламент решение суда не выполняют (к чему собственно и призывает Тимошенко. - Авт.). Такой путь является абсолютно незаконным, неправовым, неконституционным, но представители новой власти могут сослаться на политическую целесообразность и полностью сломать весь государственный механизм. Конечно, это коллапс системы. В таком случае, все конституционное регулирование игнорируется, легальность и легитимность парламента и президента не поняла. Начинается тотальная произвола и хаос.
Сценарий №4. Никто не мешает представителям президента предотвратить действия КСУ. Например, если они поймут, что ветер дует не в их сторону, то указ о досрочном прекращении полномочий парламента и назначении внеочередных выборов на 21 июля просто отменяется. А тем времени 17 июня истекает 30-дневный срок формирования новой парламентской коалиции, которой, конечно, никто не занимался до сих пор. Поэтому у президента появляется повод издать новый указ о досрочных выборах, теперь уже на вполне реальной основе - коалиция не сформирована. Это будет снова неконституционно, поскольку Раду за шесть месяцев до конца ее каденции распускать нельзя. Но никто этого не станет слушать, и президент назначит выборы на сентябрь.
Сценарий №5. Здесь все просто. Если принято решение о конституционности Указа - избирательный процесс продолжается, и голосование состоится 21 июля.
А теперь несколько замечаний к ситуации в целом
Если Конституционный суд признает указ неконституционным, после проведения досрочных выборов Верховная Рада считается легитимной с точки зрения волеизъявления граждан. Но одновременно она является нелегальной и нелегитимной с точки зрения Конституции. В такой ситуации парламент будет существовать, работать, но над ним постоянно будет висеть дамоклов меч неконституционности, - говорит эксперт.
Если же президент все же рискнет не подчиниться решению КСУ и окажет сопротивление Основному закону, ему, по логике, должны объявить импичмент, объясняет эксперт. Но наша процедура импичмента пока нереалистична. Поэтому по факту сегодня за невыполнение решения КСУ президента привлечь к ответственности почти невозможно. Ведь из всего комплекса, необходимого для объявления импичмента, нормирован только вопрос о работе временной следственной комиссии (ВСК), которая должна расследовать основания для импичмента. Поэтому у президента пока развязаны руки. И если вы спросите у меня, а как пойдут события дальше, то я скажу очень коротко: к сожалению, не знаю. Сейчас все надежды на то, что КСУ сможет принять решение, которое будет соответствовать Конституции, и четко разъяснит его обществу. А дальше - ожидать от всех неукоснительного выполнения решения Конституционного Суда. Иначе мы попадаем в сплошной правовой коллапс, - резюмировал Бондаренко.
Беседовал Мирослав Лискович. Киев