Амбициозный анонс стримингового сервиса Stadia от Google может привести к революции на рынке цифровых устройств «для игры» и не только
Недавно, на международной конференции разработчиков игр - Game Developer Conference, GDC, интернет-гигант Google анонсировал запуск стримингового сервиса Stadia. Хотя разработка и запуски стримингових сервисов для вычислений и гейминга уже давно не новость, амбициозные планы настолько мощной корпорации, как Google, вызвали настоящий переполох как среди экспертов индустрии, так и обычных пользователей. Ведь, если проект Google станет успешным, нас ждет очень серьезные изменения в сфере персональных компьютеров и интерактивных развлечений.
Стриминг-технологии покоряют рынок развлекательных услуг
Каждый, кто раз смотрел видео на YouTube, уже пользовался технологии стримингових сервисов. Ее суть заключается в том, что видео, которое появляется у вас на экране, не сохраняется на устройстве и не обрабатывается его вычислительными мощностями, а просто транслируется через интернет, как через эфир видеоряд телеканалов транслируется на телевизор. Трансляция видео - это самый примитивный вариант этой технологии, но он уже перевернул сферу медиа, ТВ и кино. Классическое телевидение, а также сети кинотеатров, потихоньку умирают, не выдерживая конкуренции в виде YouTube, киносериального Нетфликсу и других. Рынок видеостримингових услуг и масштабы финансов, что в нем задействованы, стремительно растут. Чего стоит только сериал по мотивам знаменитого Властелина Колец, который будет транслироваться на сервисе Amazon, и на какой Джефф Безос выделил ни много ни мало - миллиард долларов!
Логическим шагом в развитии стриминговои технологии должно стать вынесение всех вычислений с персональных устройств на серверы компаний-владельцев сервисов. Для обработки видео, для сложных расчетов или моделирования и для запуска современных видеоигр больше не понадобится дорогой процессор, оперативная память, видеокарта - достаточно лишь экрана и выхода в интернет. Но светлое стримингове будущее, несмотря на радужные обещания, до сих пор не наступило.
Главная причина - задержки в прохождении команд и их выполнение туда-обратно через сеть, так называемый пинг. И эта задержка зависит от очень многих факторов - качества интернет-соединения, его скорости, расстояния между устройством и сервером. Именно из-за нестабильного пинг общения в Skype мало похоже на настоящую живую беседу. В случае YouTube или иного видеосервиса один раз отправляется команда воспроизвести, а дальше видео непрерывным потоком льется на ваш экран. Но при разговоре в скайпе, работе в видеомонтажная программе или игре нужно постоянно обмениваться командами и видеть их выполнения. Пока прорыва в борьбе с пингом не удалось достичь, а потому ранние попытки запустить коммерческие стриминг сервисы загнулись, требуя интернету через кабель и со скоростью порядка 50 мегабит в секунду (что считается очень хорошим интернет-соединением даже в самых развитых странах) .
Конечно, большинство проблем качества интернет-соединений исчезнут в случае успешного запуска технологии связи 5G. Но перспективы и проблемы этой технологии - тема для отдельного материала, который Укринформ готовит к публикации в ближайшем будущем.
У Google наибольшие шансы запустить первый по-настоящему успешный игростриминговий сервис
Технология стримингового, или облачного вычисления пока довольно сырая, но очень перспективная. Особенно актуально его использование в сфере видеоигр. Игровая индустрия принесла 138 миллиардов долларов прибыли в 2018 году, больше чем кино, музыка, ТВ и любая другая развлекательная сферв. Поэтому желание информационных гигантов, вроде Google, урвать свой кусочек от такого большого «пирога» вполне объяснимо. Сегодня активно ведутся разработки стриминговых игровых сервисов такими компаниями, как Apple, Microsoft и Sony - традиционных конкурентов на ниве видеоигр и игровых консолей, тестирует собственный сервис крупнейший в мире производитель видеочипов Nvidia. Но у Google есть все шансы не догонять уже уходящий поезд, а с комфортом расположиться в кабине машиниста.
Если у кого-то и есть ресурсы, чтобы решить проблему высокого пинга, то это у Google. Их серверы и так разбросаны по всему миру, и эту сеть осталось лишь немного адаптировать и подсоединить к ней вычислительные кластеры, на которых и будут запускаться игры. Также Google представил собственный игровой контроллер - геймпад, в просторечии - «джойстик», который через вай-фай напрямую подсоединяется к серверу, чтобы дополнительно снизить задержку.
Сегодня проект Stadia выглядит очень перспективным, ведь стартовая позиция Google позволяет оставить конкурентов далеко позади. Более того, даже если стриминговый сервис провалится, и технология не взлетит, затраты на его запуск на фоне финансовых возможностей интернет-гиганта не представляют большого риска.
Вопрос цены облачного гейминга и вычислений остается открытым
Следует понимать, что хотя стриминг-сервисы в первую очередь ориентированы на развлекательную индустрию, кино, музыку и игры, эффект от их успеха перевернет всю индустрию персональной электроники. Сегодня постоянное улучшение качества видео и компьютерных игр, а следовательно и требований к системам, которые смогут их запускать, служит едва ли не основным двигателем развития технологий персональных компьютеров. Ведь набирать текст и просматривать веб-сайты можно и на ноутбуке 10-летней давности, а для комфортной игры в свежие игры нужна машина стоимостью с тысячу долларов. Также больших вычислительных мощностей требует обработка видео, которая в эпоху видеоблогинга стала очень популярной задачей для ПК. Если все эти задачи можно будет выполнять в облаке, то потребность в мощных компьютер просто исчезнет, и на индустрию комплектующих ждет серьезная перестройка.
Но главный вопрос в стриминговых сервисах - проблема монетизации. Если все технические проблемы будут решены, пинг снижен, скоростной интернет проведения в каждую лачугу, то сколько придется платить за аренду доли вычислительной мощи серверов Google, Microsoft или иного владельца?
Пока и Google, и его конкуренты вопрос цены стриминговых сервисов не поднимают. Тем более, что на него накладывается вопрос прав на интеллектуальную собственность. Ведь даже имея доступ к вычислительным мощностям на чьем-то сервере, для того, чтобы там запустить игру или программу, на нее надо иметь права. И как согласовываться позиции владельцев серверов, разработчиков и издателей программного обеспечения и обычных пользователей, на сегодня абсолютно неизвестно. Наибольшим риском представляется сценарий, когда кому-то одному удастся монополизировать новую сферу. А Google, чей стриминговый проект сегодня видится наиболее перспективным, уже не раз имел проблемы из-за своей позиции монополиста. Ситуация, когда на рынке не будет конкуренции, грозит обычным пользователям очень жесткой политикой ценообразования.
В любом случае, пока стриминговая революция в сфере компьютерной индустрии остается под вопросом. Очень многое будет зависеть от практической реализации амбициозных проектов IT-гигантов и меньших игроков. А обычным пользователям остается следить за новостями и анонсами и быть готовыми при любом результате защищать свои права.
Вячеслав Масный, Киев