Это удалось благодаря проведению международных закупок напрямую с производителями. Больше половины этих стентов с лекарственным покрытием
Еще до начала новогодних праздников по Сети прошла малозаметная, но очень важная для украинской кардиологии новость. Стало известно, что Минздрав через международные организации закупил свыше 23 тысячи качественных стент-систем американского и европейского производства по цене гораздо ниже, чем раньше для реперфузионной терапии инфаркта миокарда (открытие инфарктной артерии). При этом цена одного стента, составляющая около 40% стоимости стент-системы, получилась не более $130 за единицу. Поскольку еще несколько лет назад эта процедура обходилась пациенту в $2-3 тысячи, такое удешевление уже называют прорывом в доступности украинской кардиологии. Жаль только, что столько лет на людях, стоявших за шаг от смерти, так нагло наживались. Поэтому Укринформ решил подробнее узнать о том, как здесь меняется ситуация.
Стентов закупили достаточно, осталось увеличить сеть медучреждений
Стоит напомнить, что сердечно-сосудистые заболевания остаются главной причиной смертности в Украине. Только за год у нас госпитализируется более 40 тысяч случаев инфаркта. Чтобы сдвинуть проблему с места, с 2016 года правительство инициировало внедрение программы бесплатного стентирования в экстренных случаях – для пациентов с острым инфарктом миокарда. То есть все больные, которым нужно сделать эту процедуру в считанные часы, получают ее безвозмездно. Стентирование – это процедура механического устранения препятствия (тромба и атеросклеротической бляшки) в сосуде с помощью каркаса (стента), целью которой является восстановление кровоснабжения сердца. Стенты бывают двух видов – со специальным лекарственным покрытием, которое позволяет снизить возможность повторного сужения или закрытия артерии, и обычные, без покрытия. (Видео, как выглядит процедура стентирования, можно увидеть здесь). Эта программа дала свои плоды – в течение 2017 года, по данным Ассоциации интервенционных кардиологов Украины, в 11 областях Украины смертность от острого инфаркта миокарда снизилась на 20% по сравнению с 2015 годом.
Чтобы стентирование охватывало как можно больше пациентов, нуждающихся в этом вмешательстве, нужно обеспечить как минимум две составляющие. Во-первых, достаточное число клиник, которые могут проводить стентирование. Поэтому сейчас продолжается создание сети реперфузионных центров – специализированных клиник и отделений, работающих в режиме 24/7/365, имеющих необходимое оборудование и проводящих процедуры стентирования при остром состоянии. Во-вторых, достаточное количество стент-систем в центрах. Благодаря международным закупкам напрямую у производителей в этом году это удалось достичь впервые за всю историю независимой Украины. Детали Укринформ узнавал в разговоре с членом правления Ассоциации интервенционных кардиологов Украины, членом экспертной группы «Кардиология. Хирургия сердца и магистральный сосудов» Министерства охраны здоровья Украины Максимом Соколовым.
Насколько теперь уменьшится стоимость стентирования?
Максим Соколов: “Процедура стентирования в прошлом стоила $3000. Справедливо сказать, что речь шла не о цене одних лишь стентов, а обо всей процедуре, которая включала использования 9 различных устройств и расходных материалов. Но стоимость стента в ней составляла около 40% от стоимости всей стент-системы. В результате закупка стентов по справедливой цене позволила уменьшить общую цену стент-системы минимум в 2,5-3 раза. Это уже отразилось и на ее частных продажах – хоть и не втрое, но цены все равно начали снижаться. А покрыть все расходы пациентов наше государство не в силах – только экстренные. Это не под силу ни одной другой стране мира”.
Не пострадало ли качество от низкой цены?
Максим Соколов: “Основное условие тендера – низкая цена, и из-за этого мы могли попасть в ловушку низкопробной продукции. Но в большинстве случаев нам удалось закупить стенты вполне удовлетворительного качества. Дело в том, что мы выписали техническое задание таким образом, чтобы закупить стенты у разных производителей с разными требованиями, выставив несколько лотов. Отдельно – для более солидных компаний, отдельно – для менее известных, которые могли предложить меньшую цену. И если вдруг какая-то компания со средним качеством проходила по тендеру, то она могла бы выиграть только один лот, а не все поставки полностью. Поэтому с одной стороны мы привлекли большое количество компаний и обеспечили серьезную конкуренцию среди производителей, а с другой – в целом, сохранили достойное качество закупаемой продукции.
В итоге нам достались компании среднего уровня, но для стандартных случаев их продукция вполне подходит. А стандартных случаев у нас как минимум половина. В результате такого распределения у врачей появляется выбор – у них есть стенты высочайшего качества для анатомически и клинически сложных ситуаций, средней, для рутинной работы и стандартные, которые врач может использовать в простых клинических ситуациях. Концентрироваться только на стентах высочайшего качества мы не могли, а то попали бы в другой капкан, когда резко поднялись цены. В итоге нам и английской компании Crown Agents, которая проводила закупки, удалось найти баланс – цены снизились почти в три раза, а качество осталось довольно высоким”.
Есть ли у закупаемых стентов специальное лекарственное покрытие?
Максим Соколов: “Уже было три волны закупок, и с каждой волной доля стентов с покрытием растет, но пока она не стопроцентная из-за значительно более высокой стоимости. Скажем, стент без лекарственного покрытия стоит около $70, а с покрытием – около $130, то есть практически вдвое дороже. Сейчас все же наша главная задача – достичь нужного объема, чтобы стентов хватило всем пациентам для экстренной помощи, поэтому и поддерживаем пропорцию. В первую волну закупок у нас было соотношение стентов с покрытием и без – 30% на 70%, потом 50% на 50%, а в последнюю волну уже закупили более половины стентов с лекарственным покрытием.
Насчет стентов с покрытием существует много манипуляций. Министерство сегодня концентрируется на материалах именно для экстренной помощи. И когда мы начинаем лечить неотложного больного, то для него важно не столько качество стента: с лекарственным покрытием или без, – сколько то, чтобы он был установлен своевременно. Главное, чтобы пациент выжил и сохранил свой потенциал. Если в тот момент, когда стент был срочно нужен, а его просто не было в больнице, то человек просто может погибнуть или стать инвалидом, и тогда уже неважно – был он с покрытием или нет.
Стенты с покрытием конечно лучше, но учитывая, что наша страна находится на этапе преодоления финансовых трудностей, то для нас как врачей такая пропорция вполне нормальная. Сейчас нам нужно обеспечить достаточным количеством стентов для лечения инфаркта миокарда, сформировать надежную систему своевременной доставки в специализированные кардиоцентры и реабилитации пациентов, а увеличение пропорции стентов с лекарственным покрытие, со временем, просто, усилит эффект современной системы оказания помощи пациентом с инфарктом миокарда”.
Как решается, какие стенты устанавливают экстренным пациентам?
Максим Соколов: “В последних поставках пропорция такая: примерно 40% обычных стентов и 60% – с лекарственным покрытием. Половина пациентов имеют простые поражения, и обычные стенты им вполне подходят. А стенты с покрытием рассчитаны на пациентов со сложными внутрисосудистым дефектами. То есть чем сложнее поражения сосуда – тем более больному показан стент с покрытием. Если бы мы все стенты закупали с покрытием, их было бы вдвое меньше. Но каждый год доля стентов с покрытием растет.
Сколько украинцев нуждаются в стентировании?
Максим Соколов: “В Украине зафиксировано более 42 тысяч инфарктов миокарда в год (те, которые обратились в больницу). Из них 25 тысяч – с более сложной формой (с элевацией сегмента ST) и требующие немедленной помощи в ближайшие часы. Из 25 тысяч пациентов стентирование показано минимум 70%. Обеспечить всех стентированием во всем мире не удается – или больные слишком поздно приехали, или им поставили неточный диагноз. То есть в целом обеспечить стентами нужно 18-19 тысяч людей. У нас закуплено 24 тысячи стентов. То есть потребность для бесплатного лечения больных с инфарктом миокарда мы покрыли стопроцентно”.
То есть все, кому нужно немедленное лечение, сейчас получают стенты бесплатно?
Максим Соколов: “Не совсем. Последние данные за 2017 год показывают, что каждый третий неотложный больной с инфарктом получал бесплатный стент. И это происходит не потому, что стентов не хватает. Главное – чтобы пациента вовремя доставили в клинику, делающую стентирование, а это бывает не всегда. Цены можно изменить за одну закупку, но чтобы поменять систему нужно много времени. Скажем, 7 лет назад только 3% больных получали стенты при инфаркте. Сегодня таких 33%. То есть число таких больных увеличилось в 11 раз, но на это ушло 5 лет. Еще 16% больных, которых не успели привезти в клинику, получают тромболитическую терапию, когда вводятся лекарства, растворяющие тромб. И важно, что с каждым годом количество больных, которым проводят эту терапию, уменьшается, а количество стентирований растет.
Но проблема в том, что около половины больных, к сожалению, не получают никакой реперфузионной терапии. Это связано с несвоевременными обращениями и нехваткой центров, которые могут проводить эту процедуру. Поэтому в 2017-м, по решению правительства Украины, началась закупка специальной техники – ангиографических установок. Министерство здравоохранения подготовило приказы по созданию специальных отделений интервенционной кардиологии и реперфузионной терапии (терапии по восстановлению кровотока). Всего за три года будет установлено 39 новых ангиографических установок (с их помощью врачи определяют, где именно в сосудах нарушено кровообращение) при содействии Кабмина (половину этой суммы оплатит местный бюджет), еще 10 аппаратов установят за счет Всемирного банка. То есть мы практически в два раза увеличим число центров и и половина пациентов, которая не могла доехать вовремя, будет охвачена”.
Юлия Горбань, Киев