Последние новости


15:18
Германия остановила поставки вооружений Казахстану
11:30
Опубликован список погибших во время беспорядков сотрудников КНБ Казахстана
13:08
Госдума расширила полномочия полицейских
01:00
"Судьбоносные последствия": что нельзя делать в полное солнечное затмение
12:47
Названа категория людей, для которых COVID-19 особенно опасен
21:16
Россиянам раскрыли правду о конце пандемии
15:30
Португалия приостановит вакцинацию препаратом AstraZeneca в некоторых возрастных группах
20:00
Вашингтон внес в "черный" список китайские фирмы и лаборатории из сферы технологий
13:00
Российский фрегат столкнулся с гражданским судном
09:30
В США казнили убившего «колдунью» мужчину
13:10
Власти США объявили Нью-Йорк городом анархии
07:00
А из нашего окна Белоруссия видна
08:00
Путин-суперагент с вакциной попал на обложку крупной газеты
06:00
Япония сочла необоснованным решение по пострадавшим от черного дождя в Хиросиме
12:49
Евросоюз высказался о выборах в Белоруссии
07:00
Что изменится в жизни россиян с 1 августа
13:56
«И никуда уходить не собирается»
13:48
Каннский кинофестиваль в 2020 году окончательно отменили
13:00
Мальдивы откроют границы для туристов в июле
13:43
Apple представила iOS 14: новые функции и дизайн
13:41
Американская нефть подорожала до максимума с весны
13:37
Семья во время карантина построила во дворе паб
08:30
Осужденного экс-мэра Владивостока переводят в другую колонию
07:30
Школьники смогут сдавать ЕГЭ без масок и перчаток
06:30
Глава ВОЗ сообщил о научном прорыве в лечении коронавируса
08:30
Власти США возобновляют смертную казнь
01:00
Темнокожие борцы за равноправие не любят белых. Почему в США это не считают расизмом?
12:10
Волна вандализма в отношении вышек 5G дошла до Польши
12:09
В Берлине прокомментировали задержание российского музыканта
08:47
Samsung может устроить онлайн-презентацию новых гаджетов
Больше новостей

Античные реконструкции Бахтовых: гелиограффити Ольвии


Украина
667
Античные реконструкции Бахтовых: гелиограффити Ольвии

Супруги-художники из Николаева исследуют археоландшафты античной Ольвии, осуществляя художественные реконструкции авторскими техниками

Древнее государство античной эпохи – Ольвия, которое находится на территории современной Николаевской области, уже много десятилетий притягивает к себе многочисленных ученых-историков, а также творческих людей. И если первые пишут фундаментальные труды и защищают диссертации, то вторые силой своего многогранного таланта, художественными приемами пытаются показать влияние античной культуры на развитие современного украинского Причерноморья, связь философских и этических идей того времени с настоящим.

Среди таких – и супруги-художники из Николаева – Татьяна и Владимир Бахтовы. Всецело влюбленные в цветущую ольвийскую степь, в ее героическую историю, ее прошлое, они больше двадцати лет назад покинули свою городскую квартиру и начали строить дом возле ольвийского заповедника. Потому что поняли, что эти места вдохновляют, побуждают к творчеству. Само название Ольвия означает счастливая, а фамилия Бахтовы переводится с тюркского как «счастливая судьба». Неудивительно, что связь с этой местностью они почувствовали на подсознательном уровне.

Античные реконструкции Бахтовых: гелиограффити Ольвии

Глава семьи сам стал архитектором своего дома, в котором воплотил главный замысел – сохранить неповторимую ауру древней Греции. Именно здесь, среди античных руин Заслуженный художник Украины, обладатель Серебряной медали Парижского Салона Общества французских художников «Гран-Пале», член Международной ассоциации «Созвездие графиков» и нынешний номинант Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко Владимир Бахтов и изобрел авторскую технику художественной реконструкции с помощью гелиограффити (рисование огнем).

Владимир Бахтов – художник, фотомастер, график, создатель ленд-арта (работы в натуральном ландшафте), именно он стал автором идеи художественной реконструкции событий античной эпохи и вместе со своей женой Татьяной уже длительное время исследует археологические ландшафты древнегреческого города Ольвии.

24 января в Музее украинской диаспоры в Киеве состоится презентация проекта Владимира и Татьяны Бахтовых «Античные коды Украины. Сакральные реконструкции».

Античные реконструкции Бахтовых: гелиограффити Ольвии
Владимир Бахтов

АНТИЧНЫЕ КОДЫ УКРАИНЫ

Эта выставка – попытка подвести итоги многолетней работы. В экспозиции – полтора десятка экспонатов. Но это не просто картины – огромные фото-панно размером 4 на 1,5 метра, выполненные в двух присущих художникам техниках – гелиограффити и перформанс «terra-театр» – делают эту выставку уникальной.

Как уже отмечалось, гелиограффити – это авторское изобретение Владимира. Оно заключается в фотофиксации пространственного рисования огнем исчезнувших объектов архитектуры. Мастер с помощью горящего факела воспроизводит контуры древних зданий. Благодаря установке на камере длинной выдержки получает фото, где путь источника огня превращается в линии, которые соответствуют силуэтам древних архитектурных сооружений.

Античные реконструкции Бахтовых: гелиограффити Ольвии

Чисто с технической стороны технология рисования огнем известна достаточно давно. «Раньше Пикассо создавал картины в двухмерном пространстве. Позднее рисовали горизонтальные двухмерные картины. Но я добавил третье измерение и получилось очень простое, но эффективное изобретение. Для этого надо очень мало – факел и спички», – рассказывает мастер.

Работы Бахтова отличаются тем, что он использует только открытый огонь (а не современные электрические устройства), который в представлении древних греков был одной из четырех античных стихий. Еще одно отличие – он изображает трехмерные архитектурные сооружения именно в тех местах, где они когда-то действительно были. «Гениальность – в простоте. Я сознательно не применяю сложные источники света. Например, современные фонари, трубки и т.д. Когда приезжаю на место создавать картины, у меня в кармане лишь коробка спичек и богатое воображение», – утверждает художник.

Античные реконструкции Бахтовых: гелиограффити Ольвии

Дело в том, что эти пространственные объекты можно увидеть исключительно на фото, в реальности остается только огненный ритуал в темноте, ведь процесс происходит ночью при лунном свете. Все это придает творениям Бахтова мистики, производит глубокое впечатление и заставляет задуматься над сочетанием пространства и времени в нашей жизни.

Вторая техника, в которой работают супруги Бахтовы – перформанс «terra-театр». «Она заключается в том, что мы работаем с волонтерами – живыми людьми. Мы раскрашиваем их натуральной глиной разных цветов, одеваем в античные одежды, и они разыгрывают пантомимные сцены из античной мифологии. То есть идет воспроизведение того или иного мифа, который фиксируется на фото или видео», – присоединяется к разговору жена Татьяна.

Среди воспроизведенных ими мифов – амазономахия, кентавромахия, гигантомахия, миф об Элизиуме, проекты «Анимация Фидия» и «Ольвийские мистерии».

Античные реконструкции Бахтовых: гелиограффити Ольвии

Следует отметить, что все работы, выполненные в гелиограффити и технике «terra-театр», так или иначе связаны с античными поселениями: они были созданы или в Ольвии, или в других древнегреческих городах Северного Причерноморья.

«Метод гелиограффити хорошо подходит именно для таких мест, как Ольвия, где, в частности, речь идет о реконструкции утраченной архитектуры. Сначала я восстанавливаю горизонтальную плоскость, а затем поднимаю на большом шесте факел и дорисовываю утраченные грани храма или любого другого античного объекта. Перед этим я обязательно изучаю документы, реконструкции архитекторов», – рассказывает художник.

Если бахтовский метод гелиограффити связан, прежде всего, с Ольвией, то перформанс «terra-театр» – также и с античной Тирой. Напомним, что ее остатки сохранились на территории Аккерманской крепости, возле которой сейчас существует современный город Белгород-Днестровский Одесской области.

Античные реконструкции Бахтовых: гелиограффити Ольвии

Используя техники «terra-театра» и «гелиограффити», Владимир Бахтов создал два больших проекта: оформил Ольвийскую экспозицию в николаевском областном краеведческом музее «Старофлотские казармы» и в музее «Античная Тира» (Белгород-Днестровский). «Во время работы в Тире пожелание частного заказчика совпало с моей давней мечтой о реализации своего творчества в социальном пространстве. Я воплотил свои творческие идеи не в художественном музее, где бывают преимущественно профессионалы и знатоки картин, а в заведении, где их увидит более широкий круг посетителей. Те работы рассказывали об истории нашего украинского Причерноморья», – говорит Бахтов.

К сожалению, в связи с боевыми действиями на Востоке Украины музей в 2014 году демонтировали, а экспозицию вывезли в неизвестном направлении. Поэтому нынешняя выставка в Киеве – это попытка реанимировать то, что было в музее античной Тиры. В частности, речь идет о триптихе Рождение-Жизнь-Смерть.

«Это моя попытка привлечь внимание к проблемам на государственном уровне. Ведь невнимание к регионам и приводит к последствиям, которые мы сейчас наблюдаем в Крыму и на Донбассе. Что касается меня, то я сторонник того, чтобы люди сами давали оценку героическим событиям. Но государство должно прививать уважение к жертвенности, героизму, активности людей в те или иные времена», – продолжает тему Владимир Александрович.

Античные реконструкции Бахтовых: гелиограффити Ольвии

Он считает, что искусство должно развиваться в социуме, который ценит персональное видение художника. Художник же должен учитывать в своем творчестве эмоциональное состояние общества. Да, сегодня в Украине важна героическая тематика, в том числе и ассоциативная связь между героикой античности и современности. В современной Украине создается новый пантеон героев.

«Наше государство не обращает внимания на определенные события, Россия, наоборот, очень удачно манипулирует фактами. Она запросто присваивает себе даже исторические события. Скажем, у них уже написали труды, которые утверждают, что Скифия, античные города – это, мол, их сакральная территория. И это было еще задолго до событий в Крыму и на Донбассе. И если бы не война, то на эти нюансы до сих пор бы не обращали внимания», – замечает Татьяна Бахтова.

Она также рассказывает, что еще в 2007 году у них была выставка в Москве с экспонатами, выполненными в технике гелиограффити. Организатор той выставки уже тогда взял на себя смелость, не посоветовавшись с авторами, написать «Крым – в огне!».

«Наше возражение, что от Крыма там был только кусочек Херсонеса, все остальное – Ольвия, осталось без внимания. Ведь для них всегда была важна имперская пропаганда», – говорит Татьяна.

Античные реконструкции Бахтовых: гелиограффити Ольвии

ПУТЕШЕСТВИЕ НА ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ДИЕРЕ

Известно, что для создания произведения искусства нужен талант, вдохновение. А еще – жизненный опыт, мировоззрение, а также собственный взгляд на историю, архитектуру и многое другое.

На развитие Владимира Бахтова как художника большое влияние оказали морские путешествия по Средиземному и Черному морям, в которых он принимал участие в течение 1989-1992 годов.

То были времена перестройки, много новых идей. Группа энтузиастов предложила реконструировать древнегреческое судно – диеру «Ивлия» – и пройти на нем по Черному и Средиземному морям. Это была своеобразная экспедиция, которая должна была воссоздать легендарный морской поход героя античных мифов – Одиссея. Проект поддержало тогдашнее руководство Черноморского морского пароходства, которое и обеспечило его финансирование. Чертежи для реконструкции диеры были сделаны специалистами Николаевского кораблестроительного института, само же судно построили на судоверфи Лазоровское возле Сочи. Плавание состояло из нескольких этапов.

Античные реконструкции Бахтовых: гелиограффити Ольвии

Следует отметить, эта поездка была не из легких. «Ивлия» имела мачту с парусом, но им пользовались только при попутном ветре, большую часть времени шли на веслах. Работать приходилось в две-три смены. Никаких кают на судне не было, спали в трюме под палубой для гребцов. Диеру сопровождал буксир, ведь во время штормов было довольно опасно, потому что как поведет себя древнее судно в таких условиях – никто не знал. На тот момент опыта реконструкции таких морских походов было мало. Разве что плавание Тура Хейердала на «Ра-1» и «Ра-2».

«Маршрут этого путешествия пролег из Одессы через Стамбул, порты Греции и Италии до Марселя. А дальше по рекам и каналам Франции до Бреста на побережье Атлантического океана. Команда насчитывала около 50 человек. Я был простым матросом. Мы не только знакомились с другими странами, их культурой, историей, архитектурой, у меня была еще одна цель – организовывать выставки в каждом городе, популяризировать наш край. Работы возил с собой. Например, на острове Эльба прошли две мои выставки», – делится воспоминаниями Бахтов.

Он участвовал в четырех сезонах этой экспедиции. Далее со своей женой Татьяной они несколько лет путешествовали по Европе, набираясь впечатлений.

Античные реконструкции Бахтовых: гелиограффити Ольвии

ЗАПОВЕДНИК «ОЛЬВИЯ» ДОЛЖЕН РАЗВИВАТЬСЯ

Как уже отмечалось, творчество Бахтовых тесно связано с древней Ольвией, а сегодня «Ольвия» – это Национальный историко-археологический заповедник в селе Парутино Очаковского района Николаевской области, подчинен Национальной Академии наук Украины.

Но это не только археологическая достопримечательность. Площадь заповедника “Ольвия” вместе с островом Березань составляет около 300 гектаров. Она имеет огромный информативный потенциал, интерес к которому у ученых не угасает уже больше века. Но насколько много дает Ольвия ученым как объект исследования, настолько же еще недостаточно используется в сфере туризма.

Директор заповедника Сергей Шеин жалуется, что туризм здесь в последние годы пришел в упадок. Там нет дороги, инфраструктуры, экспозиции не обновляются. Объект финансируется исключительно из государственного бюджета, но эти средства, в основном, идут на научные исследования.

Античные реконструкции Бахтовых: гелиограффити Ольвии

Владимир Бахтов с единомышленниками в свое время выступил организатором проекта развития заповедника, который предусматривал туристические маршруты, транспортные развязки, причал, гостиницу, культурный центр, кафе – все, что нужно для объекта такого уровня. В рамках этой стратегии предлагались интерактивные проекты – вокруг Ольвии хотели расположить несколько поселений – античное, скифское, сарматское... Если бы все это было реализовано, от туристов не было бы отбоя.

Но, увы, предложение так и осталось на бумаге. И, по мнению Бахтовых, причины – не только финансовые, но и организационные. «Категорически против выступили археологи. Они побоялись, что это навредит их научным поискам. Тем более, что Ольвия всегда финансировалась по остаточному принципу, потому что это памятник античной эпохи, а основные средства еще при СССР шли на достопримечательности, которые популяризируют славянскую культуру», – рассказывает художник.

Античные реконструкции Бахтовых: гелиограффити Ольвии
Татьяна Бахтова

По его мнению, чтобы решить эту проблему, стоит подумать о передаче Ольвии на баланс Министерства культуры Украины. Оно более мобильное, заточенное на развитие туризма. Например, Херсонес был подчинен именно ему, поэтому дела там значительно лучше.

«Средства на развитие туризма на этой территории можно найти, привлекая инвесторов. Археологи должны копать, музей должен развиваться, а туризм – приносить деньги и популяризировать античную достопримечательность. Тем более, что туристическими маршрутами можно охватить и прилегающие к Ольвии объекты: Дедову хату, Козырское городище, остров Березань и многое другое», – делится своим видением Бахтов.

Античные реконструкции Бахтовых: гелиограффити Ольвии

КОГДА И ПОЧЕМУ МОЛЧАТ МУЗЫ

В разговоре с супругами Бахтовыми мы не смогли обойти тему социального статуса художника в современных украинских реалиях.

Есть известное выражение: когда говорят пушки, музы молчат. Оно довольно точно передает эмоциональное состояние художников во время войны. «Во-первых, в это время появляется много моральных диссонансов в восприятии реальности, художники очень чувствительны к этому. Неудивительно, что многие из них уже несколько лет вообще не работает. Кроме того, рухнул рынок – никто ничего не покупает», – утверждают Бахтовы.

Они также делятся своим видением состояния художественного рынка в нашей стране. «У нас искаженное понятие о художественном рынке, он выглядит провинциально – это холст и масляные краски, а еще бронзовая скульптура. В то время, как акварель, офорт, графика, фото перестали интересовать коллекционеров. А ленд-арт тем более не считается коммерческим искусством. То, что я его показываю в музеях – пример того, как можно монетизировать это направление. Но для его популяризации нужны большие проекты. Ведь это не просто – написал картину и продал ее. Здесь нужен комплекс: деньги, люди, техника, фото, кино и т.д.

Античные реконструкции Бахтовых: гелиограффити Ольвии

По мнению Бахтовых, в Украине много художников, которые считают себя профессионалами. «Профессиональных художников в Европе не так много. Немало талантливых творческих людей зарабатывают на жизнь другим способом, потому что понимают, что это дело далеко не всегда прибыльное. А вот когда они выходят на пенсию, начинают заниматься любимым делом. Они живут и радуются, проводят выставки. Они свободны и счастливы. А если бы они были профессионалами, то были бы в большинстве своем бедными и думали бы, как заработать на жизнь», – утверждает Татьяна.

Вместе с тем, в Европе есть понимание того, что художники нуждаются в поддержке. Например, в Германии выделяются бюджетные средства на приобретение работ немецких художников, и эти финансы не могут быть потрачены на иностранцев.

«И в этом есть определенный диссонанс с Украиной. Несмотря на отсутствие государственной поддержки, сейчас у нас художников в десятки раз больше, чем, скажем, в Испании. Но при этом там гораздо больше художественных галерей. В Николаеве же, к слову, – только одна галерея, даже в Киеве их всего несколько. Но и туда мало кто ходит. У людей нет потребности и желания приобщаться к современному искусству», – говорит Бахтов.

Античные реконструкции Бахтовых: гелиограффити Ольвии

Очевидно, что эта проблема связана с недостаточно высоким общим уровнем культуры. В определенной степени это объясняется и гораздо более низким уровнем жизни, чем в Европе. Как считается, людям, которые думают о выживании, не до высокого искусства. Но проблема не только в этом. Скажем, в других странах ленд-артовские проекты после их фото - и кино-фиксации оставляют в природе, чтобы ими могли любоваться. Однако это не о нас – Бахтовы пытались оставлять свои работы в Ольвии, но их быстро уничтожали.

«Одна девочка на выставке, глядя на мои работы, сказала: «Ой, у вас так хорошо, как в компьютере. А когда я переспросила, а туда их, по-твоему, кто положил? Она ответила: «Интернет». Этим все сказано. Это современная система воспитания», – рассказывает Татьяна Бахтова. К слову, признанный мастер офорта и живописи на левкасе.

Античные реконструкции Бахтовых: гелиограффити Ольвии

Картины, известно, покупают люди небедные. Поэтому художники, как никто, заинтересованы в том, чтобы наша страна богатела. «До 2007 года рынок жил... Коллекционирование было престижным. Сегодня этого не хватает. Молодежь, даже если у нее есть деньги, мало интересуется искусством, она в основном проводит время в ресторанах и кафе с дорогими смартфонами. Но я верю, что это изменится. Возьмем хотя бы Китай. Раньше там почти никто не интересовался европейским искусством. Но как только часть его населения начала богатеть, они начали покупать художественные произведения – как классику, так и современных мастеров», – рассказали мои собеседники. Итак, надеемся, что и у Украины все еще впереди.

Алла Мирошниченко, Николаев
Фото Аллы Мирошниченко и из личного архива Бахтовых