Производители табака и энергетические компании — главные наполнители отечественного бюджета. Хорошо это или плохо?
Государственная фискальная служба сообщила, что ТОП-100 крупнейших налогоплательщиков за 2018 год перечислили в бюджет 291,7 млрд гривен – на 14% больше по сравнению с прошлогодними показателями. Впрочем, интересна не столько сама сумма, сколько то, кто возглавил пятерку в рейтинге. На первом месте в этом году Укргаздобыча, далее Нафтогаз Украины, табачная компания „В.А.Т.- Прилуки”, Укрнафта и снова табачная - “Филипп Моррис Украина”.
Примечательно, что ТОП-5 крупнейших налогоплательщиков в Украине фактически не менялся последние несколько лет – это традиционно энергетические и табачные компании (См. здесь и здесь).
Интересно, что в соседней Польше, например, среди лидеров в подобном рейтинге сразу три банка и две энергетические компании: PKO Bank Polski, KGHM Polska Miedź (один из крупнейших мировых производителей меди и серебра), PGNiG (природный газ), Santander Bank Polska (в прошлом – Bank Zachodni WBK) и Bank Pekao.
Поэтому мы обратились к экономистам, попросив прокомментировать, о чем, собственно, может свидетельствовать подобный рейтинг с точки зрения модели экономики. Логично предположить, что в том, кто именно крупнейший плательщик налогов, проявляется определенная специфика модели страны.
Борис Кушнирук, экономист: То, что сотня крупных украинских компаний формируют львиную долю всех налогов в госбюджет – это неправильно с точки зрения эффективности
“В Украине группу крупнейших налогоплательщиков составляют, во-первых, те компании, которые подпадают под акцизное налогообложение, в частности табачные (в Польше, насколько мне известно, таких нет). А во-вторых, те, которые вносят рентную плату за пользование недрами – Укргаздобыча, Нафтогаз, Укрнафта. Эти компании вышли в лидеры налогоплательщиков в первую очередь потому, что госпредприятия теперь работают гораздо прозрачнее, чем раньше. Вспомните, долгое время Укрнафта, находясь формально в госсобственности (малый контрольный пакет), контролировалась по сути единолично – олигархом Коломойским, владельцем миноритарного макета. Олигарх постоянно выводил оттуда деньги, продавая нефть связанным родственным структурам по заниженной цене. Конечно, компания постоянно была убыточной и существенных налогов не платила. Поэтому, повторюсь, что сейчас эти нефтегазовые компании стали более прозрачными и прибыльными, а значит – приносят реальные доходы в государственный бюджет. Что и показывает упомянутый рейтинг.
То, что в нем нет банков, как в Польше – то это следствие серьезного банковского кризиса, который украинская банковская система пережила в 2015-2016 годах. Поэтому существенных налогов банки не будут платить еще очень долго. Вообще в нашем рейтинге крупнейших плательщиков, меня волнует несколько другое. А именно то, что сотня крупных украинских компаний формируют львиную долю всех налогов в госбюджет. Это неправильно с точки зрения эффективности. Потому что, когда кто-то из них станет убыточным – поступление в бюджет резко упадет. Чтобы этого риска избежать, нужно менять всю экономическую модель, делать ее более диверсифицированной – чтобы появлялось больше предприятий, которые бы генерировали добавленную стоимость. Пусть каждый из них будет платить не значительные суммы, но за счет количества таких плательщиков поступлений в госбюджет увеличится”.
Роман Корнилюк, кандидат эконом.наук, финансовый аналитик компании YouControl: В Польше банки оказались драйверами наполнения бюджетов, что свидетельствует о сильных позициях финансовых холдингов в экономике страны
Преобладание в топ-рейтингах налогоплательщиков Украины компаний добывающего и табачного сектора объясняется прежде всего тем, что эти отрасли обычно подпадают под акцизное налогообложение и платят ренту. Эти производства высокорентабельны, учитывая природу акциза и ренты – платежей, которые в первом случае компенсируют использование недр, которые принадлежат всему народу. А во втором - негативный социальный эффект, который создает их продукция на здоровье людей. То есть, с помощью фискальных механизмов общество компенсирует свои потери. Поэтому на практике компании из этих секторов автоматически и становятся крупнейшими налогоплательщиками.
Интересной выглядит разница в налоговых отчислениях банковского сектора – в Украине банки только в 2018 году вышли на общую доходность, а прежде годами генерировали убытки. Тогда как в Польше банки оказались драйверами наполнения бюджетов, что свидетельствует о сильных позициях финансовых холдингов в экономике страны.
Алексей Кущ, экономист, финансовый аналитик: Монополий в Польше практически нет. Поэтому и рейтинг налогоплательщиков в госбюджет там выглядит по-другому
“Украинская и польская экономики совсем разные по типу. У нас – это рентная, монопольно-коррупционная модель, которую прекрасно описал Нобелевский лауреат по экономике Джозеф Стиглиц. Это когда экономику захватывают 4-5 крупных финансово-промышленных групп, монополий, и они создают несколько “точек сбора” доходов. В основном это рынки естественных монополий (энергоресурсы, вода, железнодорожный транспорт и т. д.). А также рынки товаров повседневного потребления – алкогольные, табачные изделия и иное. На сегодня в Украине, по официальной информации АМКУ, около 60% экономики так или иначе монополизированы. Поэтому очевидно, что в такой модели экономики нет места для малых и средних компаний, которые бы производили значительную часть налоговых поступлений в условиях свободной конкуренции.
В Польше совершенно другой вид экономики, с рыночно-экономической средой, опорой для которого служит мощный сегмент малого и среднего бизнеса. Собственно, монополий в Польше практически нет. Поэтому и рейтинг налогоплательщиков там выглядит по-другому”.
Опросил Мирослав Лискович. Киев