Версии: от бюрократической неразберихи до войны престолов
В России в конце прошлой недели – начале этой вспыхнул очередной скандал вокруг останков царской семьи, так и не признанных мощами. На сей раз – речь о фрагментах тел царевича Алексея и княжны Марии. В России религиозная жизнь тесно переплетена с политической. И эта история, в целом, тянется уже не первое десятилетие. Нынешний поворот событий тоже может иметь долгоиграющие последствия. Поэтому стоит рассмотреть его подробнее.
ИСТОРИЯ ВОПРОСА – ОСТАНКИ ТЕЛ ИЛИ МОЩИ СВЯТЫХ
Но сначала несколько общих рассуждений, истории.
Религиозная вера – тонкая материя (если позволительно говорить о вере, как о материи). И еще сложнее такая история, как христианское поклонение мощам святых. При том, что отнесение человеческих останков к этой категории носит весьма субъективный характер. Не говоря уж о том, что на протяжении долгой истории были множество случаев откровенных подделок. И еще в годы Реформации Жан Кальвин в своем «Трактате о реликвиях» (1543) нанес сильнейший удар по практике поклонения реликвиям, в первую очередь мощам, рассказав о поддельности множества известных на тот момент реликвий и мощей. Книга эта произвела такое впечатление на современников, что протестанты с тех пор совсем отказались от поклонения мощам и реликвиям. А у католиков и православных – это сохранилось...
Когда Колчак и его войска заняли Урал, то найти останки убитой семьи Николая II и его приближенных следственной комиссии не удалось. Но это не помешало возникновению в Белом движении и белой эмиграции настоящего культа царской семьи. Долгое время их почитание было вне всяких канонов.
Но еще в 1928 году царская семья причислена к лику святых мучеников Катакомбной церковью. В 1981 году царская семья была прославлена Русской зарубежной церковью, определившей ей лик святости «мучеников». После долгих переговоров между Зарубежной церковью и Московским патриархатом подвижки произошли и в самой России. В 2000 году, после продолжительных резонансных споров они были причислены Русской православной церковью Московского патриархата к лику святых новомучеников и исповедников.
Из избыточного рвения в этом почитании в РПЦ (и за ее пределами) возник совсем уж еретический культ царебожия, соотносящий Николая Второго с самим... Христом (мы подробно писали об этом псевдоучении «о царе-избавителе»)
НЕРАЗРЕШЕННАЯ СИТУАЦИЯ С ТЕЛАМИ ЦАРСКОЙ СЕМЬИ
Но для подобного эксатического поклонения нужны мощи. А вот с этим получилась сложная история. Еще в 1979 году группа российских энтузиастов, используя старые карты и собранные из разных источников данные, обнаружила в Поросёнковом Логу в окрестностях Свердловска останки 9 человек, которые были идентифицированы ими как останки Николая II, его супруги, их дочерей Ольги, Татьяны и Анастасии, а также четырех лиц царской свиты, расстрелянных 17 июля 1918 года (а вот тел царевича Алексея и княжны Марии там не оказалось). Найденные артефакты были закопаны обратно до лучших времен. И открыли их всем уже только при распаде СССР в 1991 году.
В конце января 1998 года специальная правительственная комиссия РФ сделала итоговый вывод по совокупности данных и заявила, что «останки, обнаруженные в Екатеринбурге, являются останками Николая II, членов его семьи и приближенных людей». В июле 1998 года останки императора и членов его семьи были перезахоронены в романовской усыпальнице в Петропавловском соборе Петербурга.
А вот остатки тел княжны Марии и цесаревича Алексея были найдены только в 2007 году в другом месте под Екатеринбургом (есть разные версии того, почему тела были брошены в разных местах, но споры об этом продолжаются). Многофакторный анализ, в том числе и генетический, проведенный в 2008 года, подтвердил, что и это действительно останки императорских детей. Однако они упокоены в усыпальнице не были, поскольку ситуация к этому времени изменилась.
Если раньше (при Ельцине и патриархе Алексие) ожидалось, что РПЦ признает останки мощами новых святых, то к концу 2000-х годов стало ясно, что это так просто не произойдет. МП – очень закрытая структура. И почему так произошло не совсем понятно. Говорят, в этом большую роль сыграл митрополит Кирилл, убедивший еще патриарха Алексия, заявить, что у церкви «есть сомнения в подлинности останков». А уж когда в 2009 году Кирилл сам стал патриархом, то он и подавно начал тормозить процесс признания останков царской семьи.
С другой стороны путинский наставник, уже год как митрополит (и как считается, возможный преемник Кирилла) Тихон (Шевкунов) старается протолкнуть решение о признании останков. В частности, ожидалось, что это может произойти в июле прошлого года, к 100-летию расстрела царской семьи на заседании Синода, проходившего в Екатеринбурге. Но не произошло. Похоже, в прошлом году все силы фигурантов были заняты безуспешной борьбой с украинским Томосом.
ЖЕЛТОВАТАЯ НОВОСТЬ И ПОСЛЕДУЮЩИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ
И вот 2 июня уральский новостной портал URA.RU выдал новость из тех, что поначалу кажутся сомнительными. Дело обычное, летнее новостное безрыбье, а хочется чего-то интересного и вот вам громкая весть: «Останки царских детей исчезли». Но что же внутри?
«Екатеринбургские историки сообщают тревожную новость о том, что исчезли останки детей последнего бывшего царя Алексея и Марии. Исследователи считают, что в ходе неудачных опытов, заказанных церковью, их просто уничтожили».
И дальше – об останках: «Долгое время их хранили в государственном историческом архиве... В 2015 году РПЦ, не признавая их формально, потребовала передать кости себе. Небольшие гробики с ними поместили в Новоспасском монастыре в Москве. Потом с ними производили какие-то манипуляции, и теперь в монастыре их нет. При этом СКР (Следком РФ, – ред.) отрицает, что забирал их. Есть риск, что фрагменты останков уничтожены. Нет костей — нет проблемы. Определенным кругам такая ситуация выгодна», — считает собеседник агентства.
Неназваный источник, желтоватая форма подача – новость, повторюсь, не казалась серьезной. Но дальше началось странное.
Ответственные лица РПЦ начали выдавать различную, несогласованную информацию. Пресс-секретарь Кирилла священник Александр Волков назвал недостоверной информацию о якобы исчезновении или уничтожении предполагаемых останков царских детей Алексея и Марии Романовых, «находящихся в Новоспасском монастыре». То есть местоположение останков было названо и подтверждено – прежнее.
А зам главы Синодального отдела по взаимоотношениям с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе заявил, что РПЦ не разглашает информацию о местоположении останков детей Николая II, так как их принадлежность до конца не установлена (а причем здесь одно к другому?). Он начал темнить, говоря, что останки «хранятся в запечатанном виде в одном из московских монастырей».
Но это еще так – мелкое противоречие. В приемной же Новоспасского монастыря в принципе опровергли хранение в нем останков детей царя Николая II! «У нас ничего не хранилось, я не знаю, откуда у вас эта информация. Ничего подобного у нас не было. Мы уже отголоски эти слышали, но не поймем, откуда ноги растут… Просто не было в монастыре этого». Таким образом, полностью дезавуируя заявление Волкова.
ЭХО ВЕНЕДИКТОВА – ОТКУДА ВЕТЕР ДУЕТ?
Ну а 4 июня после обеда масла в огонь подлил главред «Эха Москвы» Алексей Венедиктов, разместивший на видной плашке сайта «Эха» свою реплику из Telegram под крикливым заголовком «Охренеем вместе».
«23 декабря 2015 года пресс-служба правительства РФ сообщает, что останки цесаревича Алексея и вел.кн. Марии Николаевны передаются по просьбе Патриархии на ответственное хранение РПЦ.
24 декабря член правительственной комиссии Сергей Мироненко подтверждает это решение, указывая, что эти останки уже находятся в Новоспасском монастыре.
3 июня 2019 года агентство ИТАР-ТАСС (странная для Венедиктова неосведомленность – ельцинскую приставку «ИТАР» из названия агентства убрали еще в боевом 2014 году, – О.К.) с ссылкой на приемную наместника монастыря Дионисия сообщает, что «останки никогда не хранились в Новоспасском монастыре». «Украдены? Потеряны? Или уничтожены?»
На заявление, что останков в Новоспасском монастыре нет отреагировал бывший директор Государственного архива РФ Сергей Мироненко: «Никуда они не исчезали, я не знаю точно, но на 90% уверен, что они там и продолжают быть... Новый наместник монастыря (приемная наместника Дионисия, – ред.) говорит, что их там якобы нет. Так это ерунда. Спросите у прежнего наместника, митрополита Саввы (сейчас управделами Московской патриархии, – ред.)».
И всё. После этого никакой новой информации не появилось.
Так что теперь самое время строить версии, что это вообще за загадочная история. Из чего выросла и чем может закончиться.
ТРИ ВЕРСИИ: НЕРАЗБЕРИХА, ДЫМОВАЯ ЗАВЕСА, ИНТРИГИ
Прежде всего, напрашивается самая простая версия. Бюрократическая неразбериха, бюрократическая боязнь что-то не то сказать, не то сделать. Но если так, то это тоже по-своему показательно – обстановка повышенной нервозности, существующая сегодня в подразделениях РПЦ.
Все остальные версии, так или иначе, будут нести в себе долю конспирологических предположений. Впрочем, не настолько сложных, чтобы они не могли стать частью чьей-то реальной бюрократической комбинации. Любопытно также, зачем эту историю начал раскручивать Алексей Венедиктов? Это просто «ловля хайпа» – на что он тоже мастак – или нечто большее, сделанное по чьей-то просьбе.
Итак, вторая версия – «дымовая завеса».
В последние недели в России большое внимание привлекает конфликт вокруг возможного строительства храма на месте сквера в центре Екатеринбурга. В индустриальном городе и так мало зеленых зон, а тут у горожан решили еще отобрать уютный зеленый участок у пруда. Протесты, начавшиеся 13 мая, были настолько жесткими, массовыми и единодушными, что власть вынуждена была пойти на попятную, заморозив строительство и принявшись по поручению В.В.Путина выяснять мнение горожан. При этом параллельно начались аресты «лидеров протеста». (Хотя на самом деле протест был сетевым и лидеров не имел. Но тех, кто попадется под горячую руку, на эту роль назначат).
Да еще патриарх Кирилл 26 мая прихвастнул (и приврал), сказав, что Русская православная церковь строит в среднем три храма в сутки. Естественно, общественность начала задавать вопросы, а сколько при этом в сутки строится (или закрывается) школ и больниц.
Поэтому раскрутка подзабытой темы останков царской семьи может оказаться полезной – чтобы выбить из информационного поля другие политически более проигрышные темы, в первую очередь екатеринбургскую. И с обязательным благостным финалом: «Останки нашлись – всё в порядке! (деловито) Будем решать вопрос».
Третья версия – «Война (митрополичих) престолов». Приближается очередная, уже 101 годовщина расстрела царской семьи (в ночь с 16 на 17 июля 1918 года). А вопрос с останками (или мощами?) мучеников, с упокоением Алексея и Марии так и не решен. Будирование этого вопроса может стать новым туром внутривидовой борьбы внутри РПЦ. И здесь уж могут быть самые разные варианты развития событий (смотри ту же «Войну престолов»). Утаивание останков, их исчезновение, подмена и т.д. По состоянию на данный момент патриарх Кирилл (Гундяев) тормозил признание останков мощами, а митрополит Тихон (Шевкунов) старался продвинуть этот процесс. Следя за развитием событий, стоит об этом помнить.
Ну и – запасаемся попкорном: «Война митрополичих престолов», сезон надцатый.
Олег Кудрин, Рига