В Малинском районе Житомирщины московский священник не отдает общине ПЦУ ключи от церкви
На Житомирщине религиозная община села Ворсовка Малинского района, которая первой в области перешла из УПЦ МП в новую Поместную ПЦУ, уже имеет устав. Однако попасть в свой храм прихожане не могут, потому что местный священник забрал ключи и отказывается их вернуть.
В Ворсовке все произошло довольно быстро. 11 января на собрании в доме культуры община единогласно приняла решение перейти в ПЦУ. Однако отец Василий (Симчук), который уже 10 лет подряд проводит богослужения в сельской Свято-Николаевской церкви, не поддержал своих прихожан и не отдал им ключи от здания. Через два дня, 13 января, верующие не пустили в церковь нового московского священника, который приехал из райцентра и привез группу поддержки, состоящую из женщин. Поэтому править службу ему пришлось на улице под храмом, а вокруг тем временем ворсовчане вместе пели гимн Украины. Это все происходило в присутствии прихожан, которые поддержали переход, участников АТО и правоохранителей. 16 января председатель ОГА подписал распоряжение, которым утвердил устав новой религиозной общины села Ворсовка.
О настроениях и ожиданиях верующих узнавала корреспондент Укринформа.
В ГОЛОСОВАНИИ ЗА ПОМЕСТНУЮ ЦЕРКОВЬ «ПРОТИВ» – ОДИН СВЯЩЕННИК
Первой остановкой в Ворсовке был сельский совет. Впрочем, двери там закрыты. Продавщица ближайшего магазина Марина Науменко рассказала, что сельский председатель и секретарь уехали в райцентр по церковным делам.
К журналистам в Ворсовке отношение немного предвзятое: как объясняют селяне, в российских СМИ события последней недели уже окрестили «захватом храма сторонниками ПЦУ». Но напряжение довольно быстро исчезает, и люди начинают делиться своими впечатлениями.
К магазину подходит пенсионерка Антонина Вдовенко, и через несколько минут я уже в курсе всех главных новостей Ворсовки.
По словам Марины Науменко, на все село наберется, может, четверо, которые не поддержали переход религиозной общины в новосозданную церковь. После собрания отец Василий забрал ключи от храма. Сейчас говорят, что он в больнице или просто где-то скрывается. А церковь опечатали и готовятся провести там инвентаризацию.
«Раньше я в церковь не ходила, а теперь, когда мы перешли, пойду. Россия – агрессор, так почему у нас должна быть ее церковь? Сколько на войне погибло из-за нее наших детей и родителей!» – говорит Науменко.
Антонина Вдовенко добавляет: «Священник поддерживает Россию, поэтому община и перешла. Но ведь его никто не выгонял, если хочет с нами – пусть тоже переходит».
По телефону договариваюсь встретиться возле церкви с еще одной местной жительницей, Анжелой Данильченко. Женщина подходит вместе со своим мужем. Просят показать журналистское удостоверение, внимательно его изучают и говорят, что можем ехать в сельсовет, куда через несколько минут вернется руководство и привезет последние новости.
Пока ждем сельского председателя и секретаря, начинаем разговор о событиях в Ворсовке.
«Я поднимала вопрос, чтобы в церкви не молились за патриарха Кирилла. После окончания литургии о нем всегда упоминали, но ни разу мы не услышали в упоминании о наших воинах. Поэтому я перестала с лета ходить в храм», – отметила Данильченко.
Женщина вспоминает, что о переходе общины УПЦ МП в селе говорили уже давно. Перед Рождеством староста церкви Зоя Крушевская с еще одной прихожанкой начали собирать в селе подписи. Собеседница объясняет, что было два списка – для тех, кто поддерживает ПЦУ, и для сторонников Русской церкви. Как-то отец Василий встретил в селе старосту, и угрожая даже хотел отобрать у нее те подписи, но тщетно.
Когда дело дошло до собрания общины и голосования за переход, собравшиеся в доме культуры почти полторы сотни людей единодушно поддержали такое решение. А единственным, кто поднял руку против, был местный священник. Селяне рассказывают, что отец Василий в своем выступлении сказал, что хочет остаться в своей церкви и не будет подчиняться Стамбулу.
После собрания возле храма собралось до десятка священников, которых люди не приглашали. Зачем они приезжали и почему церковь в тот день настоятель открыл, неизвестно. В селе опасаются, что тогда из храма могли исчезнуть святыни, поэтому там нужно все проверить.
Анжела Данильченко отмечает, что теперь, когда религиозная община получила новый устав, двери храма будут открыты для всех, кто придет туда по зову сердца.
«Ходить в церковь могут даже те, кто были против перехода. Я говорю, вы же ходите к Богу, приходите и будем все вместе молиться», – призывает прихожанка.
ОТЕЦ ВАСИЛИЙ УГРОЖАЛ РАСПРАВОЙ
И вот с кипой бумаг из Малина приезжают ворсовский сельский председатель Петр Пидручный и секретарь Любовь Пилипенко. Делятся, что уже зарегистрировали устав и церковную общину, но не знают, что делать дальше: храм принадлежит местной религиозной общине, но попасть туда сейчас невозможно.
«Мы обращались к отцу Василию, чтобы открыл храм, ведь праздники идут. Сегодня опять ему звонил. Прошу: приезжайте к нам, пойдем вместе со мной, откроем храм, и пусть священник идет и правит. Он мне говорит: кто это будет священником, ведь я же не отказывался. Уже его уговариваю: если не можете приехать, мы из больницы своим транспортом вас заберем и вернем обратно. В ответ слышу, что ничего открывать даже не собирается. Он говорит, что в церкви будет править “наша” община, а “ваша” пусть идет, куда хочет. Я спрашиваю: какая же это община “ваша”? Община ворсовская, которая на собрании собралась, – это кто? А он мне: ничего не знаю», – разводит руками сельский председатель.
Когда в селе собирали списки сторонников перехода в ПЦУ, Петр Пидручный и Любовь Пилипенко тоже поставили свои подписи. По их словам, такие переговоры сложные, потому что священник обвиняет сельского председателя, что это он подговорил общину. В свою очередь руководство сельсовета говорит, что подписями поддержали людей, ведь каждый имеет право выбирать церковь, в которую хочет ходить.
По словам Пидручного и Пилипенко, отец Василий, находясь в сельсовете, даже угрожал. Мол, в селе будет бойня, прольется кровь, приедут люди в балаклавах...
Как рассказала секретарь, несмотря на такое сопротивление настоятеля храма и отказ отдать ключи, Житомирская епархия ПЦУ уже назначила в Ворсовку нового священника, поэтому на Крещение будет кому освятить воду.
Храм обязательно надо открыть еще и для проведения инвентаризации, которая последний раз проходила в 1984 году. По крайней мере, более поздних документов описи церковного имущества в сельсовете нет. В документах, кстати, есть информация об иконе 1861 года, которая должна храниться в культовом сооружении.
КАК ОБЩИНЕ ПОПАСТЬ В ЦЕРКОВЬ?
После общения с прихожанами и властью звоню отцу Василию, чтобы поинтересоваться его позицией. Когда он узнал, что разговаривает с журналистом, и услышал вопрос о ключах, начал делать вид, будто не слышит меня. Перезваниваю еще раз, и – после повторной просьбы прокомментировать – священник просто сбрасывает звонок, а потом сбрасывает и следующий.
За разъяснением, что делать общине, которая не может попасть в храм, я обратилась к заведующему сектором по делам религий и национальностей управления культуры и туризма Житомирской ОГА Александру Пивоварскому.
Он отмечает, что священник, который забрал ключи, действует незаконно. А у верующих есть две альтернативы.
«Эту ситуацию недопустимо решать силой, нарушая закон. Один из путей ее урегулирования – вести со священником переговоры, чтобы он сам вернул ключи. Другой способ – людям нужно обратиться в правоохранительные органы, чтобы их проконсультировали, как действовать дальше», – отметил Пивоварский.
Как стало известно Укринформу, ночью с 17 на 18 января в каждом дворе Ворсовки появились письма с призывом к селянам опомниться, не идти на “смертельный раскольнический грех”, поддерживая Единую поместную церковь.
В сельсовете сообщили, что сегодня, в пятницу, в 15.00 отец Василий готовится провести службу в церкви.
...Деревянная Свято-Николаевская церковь в центре Ворсовки имеет давнюю историю. Храм на этом месте построили еще в 1728 году. Впоследствии он частично сгорел, а отремонтировали его в 1850 году. Теперь церковь переживает новое испытание в одиноком ожидании, когда со своими молитвами в нее снова вернутся люди.
Ирина Чирица, Житомир-Ворсовка