В Богодухове начались богослужения в недавно освященном Свято-Духовском храме ПЦУ. Землю под церковь купили за деньги общины
История Свято-Духовского прихода может войти в учебник создания Православной церкви Украины. Он очень наглядный, этот приход – живой аргумент, как украинцы боролись за автокефалию и даже были готовы за нее платить.
Называть помещение храмом будет большим преувеличением, говорят сами прихожане. Это просто большая военная палатка. Но для них это лучший в мире храм, который появился благодаря их настойчивости и любви. Уже на первую службу 7 января сюда пришла сотня людей. Все, кто так мечтал о Единой поместной церкви – ПЦУ.
Сначала о Богодухове. До большевистского переворота 1917 года в Богодухове – бывшем сотенном центре Ахтырского козацкого полка – было 7 православных храмов, среди которых – и каменные комплексы. Еще есть богодуховцы, которые помнят, куда все это делось.
Уже в независимой Украине, когда появился Киевский патриархат, богодуховцы активизировались, чтобы возродить свои давние христианские традиции.
Построили сначала один храм, потом второй. Но под вывеской «Украинская православная церковь» было замаскировано религиозное учреждение соседнего государства. «Людей цинично обманывали», – говорит Олег Дулембов, председатель новообразованной религиозной общины Свято-Духовского храма.
Таким образом, 20-тысячный Богодухов долгое время имел только два действующих храма УПЦ Московского патриархата.
- Много людей в Богодухове мечтали о своей церкви, – рассказал мне Олег Дулембов, – После 2014 года эти настроения и желания очень обострилось. Нам, верующим, которые не могли зайти в церковь Московского патриархата, приходилось ездить в соседнее село, или в Харьков, где были храмы тогда Киевского патриархата. Антиукраинская риторика отталкивала людей от УПЦ МП, ведь они хотят, чтобы в церкви молились за простых украинцев, за их народ и государство, за воинов, которые, рискуя собственной жизнью, защищают нашу землю, а не за агрессора, который пытается поработить Украину.
Активисты, патриоты, бывшие верующие УПЦ МП, атовцы (мы же все друг друга знаем) решили регистрировать собственный приход. Харьковский епископ тогда УПЦ КП (сейчас это уже Православная церковь Украины) помог нам с регистрацией общины. Встал вопрос земли под храм. Наш город – где не возьми – земли исторического значения, поэтому мы решили собрать деньги и купить землю под храм. Мы не хотели ждать, потому что знали, что процедура выделения земли затянется. Поэтому за несколько месяцев собрали несколько тысяч долларов и купили землю у частного лица, которую потом перевели в собственность общины.
Несколько поколений этого старинного козацкого города в 20-м веке не имели своей собственно украинской церкви. Но они так хотели иметь свой храм, прошли долгую процедуру регистрации, затем собрали деньги на землю, а вскоре собрали деньги на церковную утварь. После того, как на земле поставили палатку, верующие поехали в Киев. Бюджет для того, чтобы купить все для церкви, составлял 50 тысяч гривен. А сейчас люди ищут квартиру, которую хотят арендовать для священника.
Уже два богослужения в новой церкви провел отец Василий, назначенный владыкой Митрофаном. Службы будут постоянными. Уже и Крест освятили.
Община не боится морозов – военную палатку обогревают пока «буржуйкой».
На первую Мессу вместе с родителями пришло много детей. У верующих выступали на глазах слезы.
«Пришла помолиться в наш храм и 90-летняя женщина. На костылях, но пришла», – находится под впечатлением увиденного председатель общины.
Дмитрий Мейлах, участник боевых действий, верующий, тоже охотно делится своими впечатлениями о том, как они добывали церковь: “Я счастлив, что нам удалось основать церковь. Когда я служил, то на войне мои побратимы из Западной Украины очень удивлялись, почему я не хожу в церковь. Я говорю: потому что у нас батюшка на Лексусе ездит, говорит, что тут война на Востоке – «братоубийственная», а не оборонительная, запрещает упоминать в молитве тех, кто крещен в Киевском патриархате.
Они же удивлялись, говорили, что их священник живет и жизнью общины, и жизнью страны.
А когда вернулся домой, то с волонтерами, активистами мы решили, что тоже построим такую церковь. И я вам хочу сказать, что я только начал познавать церковь, все говорили, что это сложно. В этом же нет ничего сложного. Может потому, что я сразу начинал молиться на родном языке. И я счастлив, что приобщился к созданию церкви, где будет звучать молитва об Украине”.
Резонансное событие начала богослужений в военной палатке в Богодухове не осталось без внимания местной власти – главы райгосадминистрации и районного совета тоже приняли участие в Рождественской службе.
«Это знаменательное событие для всего востока Украины, – комментирует депутат Харьковского областного совета, преподаватель национального университета им. Каразина Виктор Кисель. – И мы внимательно наблюдаем за этим процессом».
По его словам, в Богодуховском районе образовались и начинают действовать еще две религиозные общины Православной церкви Украины. «Мы приветствуем возрождение украинской церкви и объединение ее ветвей и думаем, что этот процесс после нашествия «русского мира» в нашем крае будет продолжаться», – говорит Кисель.
Владимир Кравченко