Закон «о переходе» церковных общин сегодня вступил в силу. Как это повлияет на ситуацию в церковной жизни Украины?
Едва ли не ежедневно поступают сообщения о том, как очередная община перешла из Московского патриархата в новообразованную Православную церковь Украины. На сегодня в ПЦУ вошли 2 кафедральных собора и около 150 приходских храмов. Больше всего в Винницкой области, где о выходе из Московского патриархата объявило уже 32 прихода. В Хмельницкой области таких храмов 23, в Волынской – 22, во Львовской – 13, в Черкасской – 9, в Тернопольской и Житомирской областях по 8, а в Черновицкой области и Ровенщине по 7 приходов, и так далее.
Однако УПЦ МП все еще остается мощной – насчитывает более 12 тысяч официально зарегистрированных приходов в Украине (реальное их число меньше - около 10 тысяч). А потому к переходу 150 общин, а это – чуть больше 1%, кто-то относится с определенным скепсисом. Да, цифра пока не “вау”. Но, возможно, вскоре будем наблюдать за активизацией этого процесса, ведь вступил в силу закон о переходе религиозных общин.
Поэтому у нас есть несколько вопросов, в частности, станет ли указанный закон катализатором перехода религиозных общин в ПЦУ, а также, как он повлияет на тех, кто уже перешел, то есть, им нужно что-то переоформлять?
Укринформу отвечают:
Виктор Еленский, народный депутат, заместитель председателя парламентского комитета по вопросам культуры и духовности, автор законопроекта, который сегодня вступил в силу:
“Процесс перехода общин в ПЦУ несколько активизируется, но не будет лавинообразным”
“Прежде всего хочу подчеркнуть, что этот закон не о переходе из одной православной юрисдикции в другую. Он – универсален, потому что разблокирует норму о свободе совести, которая содержится как во Всеобщей декларации прав человека, так и в международном и украинском законодательствах. Другими словами, теперь каждая религиозная община может свободно подчиняться любому центру, а также менять свою подчиненность. До сих пор эта норма была провозглашена украинским законодательством, но не давала конкретного механизма. Теперь же, после внесения изменений в законодательство, имеем минимальный правовой инструментарий, Почему минимальный? А потому что государство показывает, что уважает автономность религиозной общины, впрочем, дает возможность для осуществления перехода. Поэтому, считаю, этот закон не сколько об ускорении перехода, столько о том, чтобы этот переход происходил в соответствии с законом, цивилизованно, и чтобы Российская Федерация со своими агентами не смогли превратить религиозный вопрос в инструмент вмешательства в дела Украины.
Что касается перехода общин. Этот закон действительно важен, но он не единственный катализатор.
Наша церковь получила Томос, а значит стала равной в семье православных, ее статус подтвержден Вселенским Патриархом, первым по чести в православном мире. Потому как раньше люди говорили: “Церковное самосознание не позволяет нам быть вне канонической церкви, и мы возносим имя Кирилла не потому, что он Московский, а потому, что канонический”. Теперь же вопрос каноничности/неканоничности отпал.
Следующее - вчера зарегистрировали устав ПЦУ, а также устав Митрополии ПЦУ. То есть, появился управляющий центр, которому может подчиняться та или иная община. И, конечно, в этом смысле для многих это “зеленый свет”. Ведь я знаю немало прихожан, которые при упоминании Кирилла выходят из церкви или же таких, которые, если бы была какая-то другая, не Московская, каноническая юрисдикция в Украине, то они бы туда перешли. Что ж, такую возможность они получили, а потому, думаю, процесс перехода из МП к ПЦУ ускорится, но не будет лавинообразным. Для этого требуется время, потому что церковная жизнь имеет определенную инерцию. Более того, существуют серьезные преграды на этом пути. Та же Московская патриархия чрезвычайно активно оппонирует перехода общин, засылая по селам отряды молодчиков спортивной внешности. Так что сопротивление будет чрезвычайно высоким.
Что делать тем общинам, которые перешли в ПЦУ за последний месяц-полтора? Им надо перерегистрировать свои уставы. Ведь, что в юридическом смысле значит переход? Это изменения в устав, и эти изменения надо зарегистрировать в местных администрациях. При этом, если раньше это делалось в два этапа – регистрация устава и юридического лица, то теперь последний пункт отпал. То есть, только изменение в устав и все”.
Дмитрий Горевой, религиовед, директор Центра религиозной безопасности:
“Почти каждый день в ПЦУ переходили по 1-2 общине. Теперь же – пойдут “пачками”
“Закон многое решает. Раньше в уставах большинства общин Московского патриархата содержалась норма, где говорилось: переходить можно, но решение о переходе должен утвердить руководитель – областной епископ. И это, безусловно, было тем фактором, который эти переходы останавливал. Ни один епископ не согласится, чтобы община переходила, потому что община – это по сути источник финансовых поступлений. А теперь не нужно “добро” от епископа. Каждая община может самостоятельно принимать решение о переходе. Для этого нужно лишь 2/3 голосов. То есть, важность этого закона прежде всего в том, что снимается епископский фактор, который блокировал решение о переходе из МП в ПЦУ.
Следующее – что делать, когда большинство в общине решило перейти, но остались те, которые против этого. Закон это регулирует. Ведь есть норма, которая позволяет им образовать новую общину и составить договор с теми кто “за” и “против” перехода о поочередном пользовании храмом. По моему мнению, это очень правильная, демократическая норма, которая показывает, что закон защищает всех, то есть, покрывает все сто процентов случаев тех или иных настроений в обществе.
Еще один фактор, который станет катализатором перехода – официальная регистрация ПЦУ как религиозной организации. Соответствующую информацию уже можно найти на сайте Минюста в реестре юридических лиц. Поэтому теперь при переходе общины спокойно указывать, к какому религиозному центру они принадлежат.
А как быть с теми 150 общинами, которые уже перешли? Они принимали решение о переходе, но юридически процедуру еще не завершили. Что для этого нужно? Собственно, нужно только изменить в уставных документах юрисдикцию и название. Возьмем для примера общину, например, Свято-Николаевского храма села Гнилички УПЦ (МП). Все, что им нужно – это изменить подчиненность: в конце, где указано УПЦ (МП) поменять на ПЦУ.
И еще один важный момент. Тем, кто думает, что переход 150 общин к ПЦУ – это капля в море, я напомню: в течение 2014-2018 годов из Московского в Киевский патриархат (ныне ПЦУ) перешло 70 общин, а за последние полтора месяца – 150. То есть, в два раза больше, чем за четыре года. Теперь, когда процедура упрощена и церковь официально зарегистрировано – общины будут переходить “пачками”.
Дмитрий Синченко, политолог, эксперт ОО “Ассоциация Политических Наук”:
“Наибольшую активность следует ожидать после завершения президентских и парламентских выборов”
“Этот закон был нужен прежде всего для того, чтобы защитить религиозные общины от потери права на имущество храмов, в которых они вели службу, движимого и недвижимого. Темп будет нарастать, но не только благодаря закону, а благодаря стадному инстинкту. Когда священники и миряне, которые колеблются, увидят, что у тех, кто перешел, все удалось, и не наступило существенных негативных последствий (они не потеряли храма, не лишились должности, влияния, паствы и т. п), более того, когда они будут видеть в этом преимущества (поддержка со стороны государства, международное признание, повышение в церковных чинах и тому подобное), то они тоже будут принимать решение переходить. Это можно сравнить с процессом децентрализации, когда создание ОТГ тоже происходило с низкого старта и не слишком быстро.
Однако наибольшее количество переходов можно ожидать после завершения выборов Президента и Верховной Рады. Ведь самая большая преграда для перехо сегодня не законодательная, а политическая. Церковные иерархи не уверены, что все эти процессы не свернутся после выборов. Поэтому только после завершения выборов, когда священники и миряне убедятся, что политика не изменилась, и государство и в дальнейшем поддерживает новую ПЦУ – можно ожидать наибольший всплеск переходов. Но, как и в случае с ОТГ, наибольшую выгоду получают те, кто перейдут первыми”.
Наталья Белицер, эксперт Института демократии имени Пилипа Орлика:
“Либерализм и демократизм принятого закона может срабатывать и в “обратном направлении”
“Основные положения закона, которые уточняют статью о свободе совести и религиозные организации, заключаются в том, что, во первых, для принятия решения о смене юрисдикции нужна поддержка 2/3 членов религиозной общины, во-вторых, необходима регистрация изменений в устав о переходе, в-третьих, несогласная часть может зарегистрировать отдельную религиозную общину.
Такие нормы весьма либеральны и подчеркивают автономные права религиозных общин и их членов. Нормы, которые не «упрощают» переход приходов, а лишь дают законный инструмент для осуществления этой процедуры, в то же время опираясь на собственные уставы религиозных общин, которые могут быть отличными в определенных деталях.
Но надо иметь в виду, что сам либерализм и демократизм принятого закона может срабатывать и в «обратном направлении», то есть, собрание религиозной общины могут принять легитимное решение остаться в подчинении «более канонической» УПЦ-МП. Такие прецеденты уже известны, в частности, в Херсоне, где приходские собрания религиозной общины Свято-Духовского кафедрального собора единогласно решили «оставаться верными каноническому Православию и находиться в лоне Украинской Православной Церкви, которую возглавляет Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий. Определенные препятствия процессу перехода создает также промедление с признанием украинской автокефалии другими православными церквями, над чем активно работает Русская православная церковь.
Однако ускорение перехода религиозных общин в ПЦУ может произойти после окончания трехмесячного срока (согласно закону, принятому в декабре 2018 г.), в течение которого все приходы УПЦ-МП должны изменить свое название на Российскую православную церковь в Украине”.
Опросил Мирослав Лискович. Киев