Француз успешно пересек Ла-Манш на реактивном флайборде. Сейчас это кажется фантастикой, а через несколько лет, возможно, станет привычным
В начале августа все мировые СМИ обошло эффектное фото, на котором французский изобретатель Фрэнки Запата летит над Ла-Маншем, стоя на собственном изобретении - флайборде (реактивном летательном аппарате) - в сопровождении вертолетов.
Француз пролетел таким экстремальным образом 35 километров от французского до британского побережья на высоте 15-20 метров над водой со средней скоростью 120 км / ч, иногда развивая даже 177.
40-летний изобретатель вылетел с территории Сангатта на северном побережье Франции. Через 20 минут он приземлился в бухте Святой Маргарет неподалеку Дувра на юге Великобритании. На полпути он сделал остановку на лодке для того, чтобы дозаправиться, - говорится в сообщении.
Flyboard Air - это тип реактивного самолета/ховерборда, работающий на пяти керосиновых турбинах. Его изобретатель - бывший французский чемпион по гонкам на гидроциклах Фрэнки Запата, основатель компании Zapata Racing - достиг рекорда, который занесли в Книгу рекордов Гиннеса, за самый дальний полет на ховерборде еще в апреле 2016 года - 2252,4 м - тогда это было очень далеко. Сейчас аппарат позволяет совершать 10-минутный полет до высоты 3 тыс. м и имеет грузоподъемность 102 кг (вес человека, топлива и самого аппарата).
Как сообщал Укринформ 25 июля Запата потерпел неудачу в своей первой попытке пересечь на реактивном флайборде Ла-Манш. День был выбран не случайно - ровно через 110 лет после исторического полета Луи Блерио через Ла-Манш на аэроплане в 1909 году.
Но на полпути Запата упал в воду, пытаясь приземлиться на лодку, которая ждала его на середине пути для дозаправки.
Это огромное разочарование, Фрэнки, пожалуй, пропустил платформу всего на несколько сантиметров... Мы же практиковали этот маневр десятки раз в более тяжелых условиях», - заявил тогда один из членов его команды на французском телевидении BFM вскоре после полета.
Впрочем, изобретатель настаивал, что его путешествие было далеко не провальным: Мы доказали, что с нашим планом все нормально. Проблема сейчас заключается в заправке, поэтому мы должны сосредоточиться на заправке и сделать это снова, на следующей неделе, - сказал он BBC. Собственно полет над Ла-Маншем доказал правоту Запаты.
Напомним, что Фрэнк Запата стал известен после нынешнего парада ко Дню взятия Бастилии в Париже 14 июля, когда он поднялся в воздух на своем футуристическом флайборд размером со скейтборд, оснащенном пятью маленькими реактивными двигателями, которые находятся под ногами пилота.
Дело в том, что компания Запаты Z-AIR, получила от французских военных исследовательский грант в размере 1,3 млн евро. В интервью радио Франции министр вооруженных сил Франции Флоренция Парли заявила, что летательный борт может быть в конце концов пригоден, например, как летающая материально-техническая платформа или даже боевая. Однако автор сообщил, что борд еще не готов к военному использования из-за шума, который он создает, и сложности с использованием устройства.
В 2017 году Запата показал Flyboard Air армии США. Тогда же сообщалось, что цена за единицу может быть $ 250 тысяч. Впрочем, по состоянию на июль 2019 г. ничего не говорило о серьезном интересе американских военных к этой технологии. Кстати, здесь у Запаты много конкурентов - американских и мировых производителей реактивных и винтовых ранцев, история которых началась еще в 1952 году.
Скажем, три года назад американец Дэвид Мейман из Jetpack Aviation впервые облетел вокруг статуи Свободы на своем ранцевом джетпаке JB-9, а сегодня поднимается в воздух на модернизированной шеститурбинной версии JB-11. Его компания фактически готова продавать JB-10, модель способную развивать «аж» 240 км/ч и поднимать пилота на 5400 метров. Но пока не будет стопроцентной системы безопасности, вплоть до того, что при катастрофическом отказе аппарата она даже смогла бы взять на себя управление, выход на потребительский рынок таким машинам закрыт. Дэвид Мейман - пока единственный в мире инструктор по реактивным ранцам с сертификатом от Федерального управления гражданской авиации США. День учебы в школе, которую он открыл недавно, стоит почти 5 тысяч долларов. Поэтому массовыми полеты даже в США пока не станут. Тем более, что безопасность полетов, когда в воздухе будут несколько человек с реактивной струей за спиной - вопрос совершенно не изученный. Лишь в декабре прошлого года Дэвид с другим пилотом протестовали полет в паре.
Между тем Запата уже хочет заняться автомобильной отраслью, инициировав создание сегмента летающих спортивных автомобилей. Француз утверждает, что испытывает прототипы и планирует раскрыть свое смелое чудо техники в ближайшие месяцы.
«Мне нужно закончить строить свой летающий автомобиль, который я хочу представить до конца года. Я собираюсь взять небольшой отпуск, а затем - с помощью своей команды - работать над этим проектом нон-стоп, чтобы убедиться, что он готов в срок», - сказал Запата французской новостной радиостанции BFM TV после успешного перелета через Ла-Манш.
Сейчас многие компании вкладывают миллионы долларов в попытки заставить автомобили летать, но успех Запаты, как он считает, дает ему преимущество: как в части пиара, так и технологическое - на флайборде у него уже проверены некоторые идеи и ноу-хау. Любопытно, что при этом Запата не собирается бороться с Uber за сегмент летающего такси. Изобретатель считает, что его продукт должен стать настоящим произведением технологического искусства, впитав в себя эволюцию технологии, наработанную в Flyboard Air.
Его «базовое шасси» уже прошло испытания, но Французское управление гражданской авиации (DGAC) пока не дало разрешения на полеты. Хотя это разрешение, которое он рассчитывает получить до конца нынешнего августа, позволит команде Zapata значительно ускорить исследовательскую работу, которая держится в тайне. Запата лишь пояснил, что планирует использовать уже не 5, а 10 турбин в компоновке, которая позволит аппарату нести больше веса при быстром плете (300-400 км/ч) на расстояние до 120 км.
***
Учитывая стремительное развитие технологий сверхмалой реактивной авиации, на ум приходят футуристические сценарии и перспективы. Вот только представьте, что со временем такие технологии смогли бы нанести удар по украинским пригородным маршруткам и электричкам, когда жители Фастова, Мироновки или Нежина сами будут летать в Киев на работу. Это же какая экономия времени, и никаких утренних и вечерних пробок! Мечты, мечты! ..
Александр Волынский, Киев