Индекс потребительских настроений достиг самого высокого за последние 6 лет уровня. Украинцы больше верят в экономический рост страны и в собственное благополучие
Индекс потребительских настроений (ИПН - показатель оценки тенденций на потребительских рынках мира, предвидит возможные изменения спроса на товары и услуги с учетом экономических ожиданий граждан) в июле вырос в Украине на 5,5 пункта - до 88 по 200-балльной шкале. Это - самый высокий показатель с августа 2013 года. Об этом свидетельствуют данные ежемесячного исследования агентства Info Sapiens. Пока ИПН в Украине не достиг психологического уровня в 100 пунктов (что говорит об одинаковом количестве положительных и отрицательных прогнозов), но если июльская тенденция сохранится, то уже через несколько месяцев оптимистично настроенных относительно своего материального положения и экономических перспектив страны соотечественников будет больше, чем пессимистов. (К примеру, в марте, ИПН едва превышал 65 пунктов). Тем более, что другой важный показатель - индекс экономических ожиданий уже сейчас превышает 95 баллов. Также стремительно растет показатель текущего благосостояния - уже почти половина украинцев положительно оценивают свое материальное положение и ожидают, что в дальнейшем оно улучшится.
Хотя некоторые из скептиков при этом и могут заметить (и вероятно - справедливо): все это относительно, ведь до уровня обеспеченности жителей экономически развитых стран нам очень далеко. Но и там есть недовольные - нигде в мире ИПН не приближается к 200. Зато другие, вероятно, им возразят: по одежке протягивай ножки: наша задача постепенно подтягиваться к средним показателям. Как бы там ни было, а мы с вами, оказывается, все оптимистично оцениваем экономические перспективы Украины и украинцев. На чем же основаны эти ожидания?
От чего зависят потребительские настроения граждан
Сначала о самом исследовании. Индекс потребительских настроений в Украине определяют на основании выборочного исследования домохозяйств. Опрашивают 1000 человек в возрасте от 16 лет. Для определения ИПН респондентам задают такие вопросы:
- Как изменилось материальное положение вашей семьи за последние шесть месяцев?
- Как, по вашему мнению, изменится материальное положение вашей семьи в течение следующих шести месяцев?
- Говоря об экономической ситуации в стране в целом, вы считаете, что следующие двенадцать месяцев будут для экономики благоприятным или неблагоприятным временем?
- Как бы вы охарактеризовали следующие пять лет - как благоприятное или неблагоприятное время для экономики страны?
- Как вы думаете, теперь вообще благоприятное или неблагоприятное время делать большие покупки для дома?
Анализируя ответы на каждый из этих вопросов, выводят отдельный индекс. Его значение вычисляют так: от доли положительных ответов отнимают долю отрицательных и добавляют к этой разнице 100, чтобы избежать появления отрицательных чисел.
Верим, что будем зарабатывать больше и готовимся к крупным покупкам
Всего, по данным исследования Потребительские настроения в Украине, которое Info Sapiens проводит при содействии Dragon Capital, в прошлом месяце зафиксировали улучшение почти всех показателей, лежащих в основе расчета ИПН. Люди не только стали больше верить в экономические перспективы страны, но и в повышение покупательной способности своих семей. Индекс потребительских настроений достиг нового пика. Самый высокий прирост в июле по сравнению с июнем демонстрируют индексы текущего личного дохода, а также ожидания роста экономики в ближайший и в следующие 5 лет. Улучшение оценки собственных доходов связано с ускорением роста реальной заработной платы в июне по сравнению с маем на фоне стабильных курса и цен», - комментируют аналитики Info Sapiens.
В частности, украинцы все более позитивно оценивают собственные возможности делать крупные покупки. И почти половина (99,6%) наших соотечественников верят в рост украинской экономики в течение ближайшего года, столько же убеждены - экономика будет расти и в среднесрочной перспективе (в ближайшие 5 лет). На 5% возросло число тех, кто верит в сокращение уровня безработицы в Украине. Единственный показатель, который ухудшился (да и то - на 0,7 пункта) - Индекс инфляционных ожиданий.
За весь период измерения потребительских настроений в Украине (с 2000 года) его индекс поднимался выше 100 пунктов (то есть, число оптимистов было больше, чем пессимистов) буквально дважды: в 2005-м и перед кризисом в конце 2007 года. И все. Хотя у нас были длительные периоды роста в 2000-2007-м и в 2010-2012 годах, – подчеркивает экономист Андрей Блинов, – при этом народ продолжает ждать девальвации (индекс 129,5; в пересчете - 65% граждан) и особенно ускорения инфляции (индекс 177,1; в пересчете - 89% граждан). И так все 20 лет измерений - люди все время ждут худшего: индексы потребления до 100 не дотягивают, тогда как индексы негатива то и дело подползают к отметке 200 пунктов (это когда все опрошенные ожидают всплеска инфляции и безработицы). Эксперт объясняет это горьким предыдущим опытом. Ведь 13 из 28 лет независимости были годами рецессии, и только в течение 8 лет цены росли меньше, чем на 10%. Возможно, сейчас ситуация наконец изменится?
Как сообщал Укринформ, средняя заработная плата в Украине в долларовом эквиваленте еще несколько месяцев назад достигла уровня 2013 года. И с тех пор только растет. Хотя, возможно, и не такими темпами, как нам бы того хотелось.
Постепенно растут и другие доходы. За полгода средний размер пенсии в Украине повысился на 13,6%, что увеличило покупательную способность этой категории граждан, – отмечает председатель Ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко. –
Средний размер пенсии по возрасту на 1 января составлял 2648 гривень, а на 1 июля - 3009. Тогда как стоимость так называемой мясной корзины с начала года выросла всего на 1,6%. По подсчетам эксперта, в июле украинский пенсионер мог позволить себе купить в среднем на два килограмма рыбы, свинины или колбасы больше, чем в январе. А также на 3 килограмма больше говядины и на 5 кило - курятины и сала.
Повышение уровня доходов значительной части населения и его уверенность в сохранении положительных тенденций в будущем стимулируют приобретение товаров длительного пользования, от чего немало домохозяйств в последние годы воздерживались (или из-за недостатка средств, или же из-за неуверенности в будущем), - отмечает в комментарии Укринформу президент Гуманитарного центра Андрей Кривонос, - потому львиной долей рост Индекс обязан именно отложенному спросу. Ведь долгое время (с 2014-го по 2016-й и часть 2017 года) украинцы откладывали покупку дорогих товаров. В 2018-2019-м тенденция изменилась: люди начали возвращаться к более или менее привычным для себя расходам. При этом они все увереннее, что смогут позволить себе подобные приобретения и в дальнейшем.
Также примерно треть роста ИПН, по словам эксперта, обеспечили позитивные ожидания от изменений в политической жизни страны. В первые месяцы после смены власти люди, как правило, больше тратят, а также готовятся активнее тратить в будущем. А еще - ожидают снижения уровня безработицы, замедления инфляционных процессов, укрепления национальной валюты. Андрей Блинов объясняет это выбросом социальных эндорфинов:
Всплески Индекса странным образом совпадали с политическим циклом. Весна-2005, весна-2006, осень-2007, весна-2010... И вот теперь весна-лето-2019 (2014-й, по понятным причинам, стал исключением). Общеизвестно, что этой весной разные социологические измерения показали, что страна начала двигаться в правильном направлении. Такое происходит каждый раз в начале нового избирательного цикла.
Еще один фактор, который существенно повлиял на повышение потребительских настроений, - позитивное восприятие населением ситуации на валютном рынке, где украинская гривня демонстрирует уверенный рост, - отмечает Андрей Кривонос, - параллельно же происходит и стабилизация цен (правда, не во всех сегментах). Но в целом наша покупательная способность постепенно растет, и люди также видят в этом перспективу. Причем, касается это не только потребительского сегмента, но и бизнес-среды. Предприниматели начинают активнее инвестировать в развитие своего дела и не спешат выводить свободные средства за границу, как это было раньше.
Будущие же изменения индекса потребительских настроений, по мнению президента Гуманитарного центра, будут определяться в основном политическим фактором. И его влияние может быть как положительным (тенденция к росту ИПН сохранится), так и отрицательным (можем ожидать очередного проседания показателей). Тенденции будут зависеть прежде всего от результатов работы новой Верховной Рады и Кабинета министров. А также от изменений на региональном уровне - тем более, что в следующем году в Украине пройдут местные выборы.
Экономика семей: на что больше тратим
Как отмечают эксперты, политическая и экономическая ситуация в стране сказываются не только на покупательской активности граждан, но и на том, как и что они покупают. Если потребительские настроения растут (как, например, сейчас), украинцы начинают делать больше крупных и дорогих покупок, не ограничиваясь необходимым минимумом. Правда, по-прежнему, большая часть наших доходов идет на еду и оплату коммунальных услуг. И совсем немного - на отдых и культурный досуг.
К примеру, по данным Государственной службы статистики, в прошлом году общие расходы украинцев на питание увеличились практически до 290 миллиардов гривень (более 43% всех расходов домохозяйств). Больше всего денег ушло на покупку кондитерских изделий, молочной продукции, мяса птицы, колбасы и сала, а также пива. В частности, за 2018 год через торговую сеть продали: кондитерских изделий (включая мороженое) на 22 миллиарда гривень (3,3% общего товарооборота); молока и молочной продукции - на 17,6 млрд (2,6%); мяса птицы - на 16,5 млрд (2,5%); копченого мяса, колбас - на 15,4 миллиарда гривень (2,3%); пива - также на 15,4 миллиарда.
На непродовольственные товары украинцы потратили в прошлом году почти 379 миллиардов гривень. Больше всего - на фармацевтические товары, на приобретение которых ушло чуть ли не вчетверо больше, чем на молочку, - 65,5 миллиардов, на 10,3 миллиарда больше, чем годом ранее. Почти 10% общих затрат! Причем, это - не только свидетельство того, что украинцы много болеют или хорошо заботятся о профилактике. Проблема еще и в том, что цены на многие препараты у нас значительно выше, чем в соседних странах - Польше, России, Румынии, не говоря уже о Беларуси и Молдове. А еще надо учитывать, что, по данным специалистов, почти треть денег мы тратим на приобретение препаратов, эффективность которых не доказана. Также в Украине почти 70% лекарств продаются без рецептов, тогда как в европейских странах безрецептурно отпускают только 30% препаратов.
На втором месте в графе непродовольственных расходов - автомобили и автотовары, на которые украинцы в прошлом году потратили более 48 миллиардов гривень. Еще почти 28 миллиардов ушло на бензин, дизтопливо и автогаз. Растут продажи косметики и парфюмерии. За эти товары в 2018-м украинцы заплатили 23,7 миллиарда гривен. Это даже несколько больше, чем затраты на стройматериалы и металлические изделия (23,3 млрд). Немало тратим и на бытовую технику (21,3 млрд), одежду и домашний текстиль (15,6 млрд), бытовую химию (14,1 млрд).
Даже если убеждать себя в том, что официальная статистика может что-то напутать, то каждый может видеть тенденции воочию в соседних аптеках и супермаркетах. А то, что в последнее время наплыв потребителей там увеличивается - факт неоспоримый.
Владислав Обух, Киев